Судебная коллегия по администратитвным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Рябихина О.Е.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в защиту интересов Российской Федерации к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову на решение Кировского районного суда города Саратова от 09 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации городу Саратову Вдовиной С.В., поддержавшей апелляционную жалобу, отдела военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам города Саратова Мифтяевой О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., полагавшего, что решение суда является законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Фрунзенского района города Саратова (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову (далее - УМВД России по г. Саратову) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности и возложении на УМВД России по г. Саратову обязанности по взаимодействию с отделом ВК СО по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова при проведении мероприятий связанных с призывом граждан на военную службу, а именно: обязанности по выполнению требований абзаца 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в части, касающейся установления фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", приказа военного комиссара Саратовской области, прокуратуры Саратовской области, следственного управления следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Саратовской области, главного управления внутренних дел по Саратовской области, управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области от 02 декабря 2010 года N 332/109/87/1471/232 "Об организации взаимодействия отделов военного комиссариата, органов прокуратуры и следственного управления следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности". В обоснование заявленных требований истец указал, что обязанность по оповещению и розыску лиц, уклоняющихся от призывных мероприятий, действующим законодательством возложена на органы внутренних дел. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что 30 марта 2015 года в отдел полиции N 6 (далее ОП N 6) в составе УМВД России по г. Саратову отделом военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам г. Саратова было направлено 102 персональных обращения об установлении места нахождения и оповещения о прибытии на призывной пункт граждан, подлежащих призыву на военную службу. Из указанного количества 86 обращений не исполнено. По окончании весеннего призыва 2015 года, в соответствии с анализом деятельности ОП N 6 в составе УМВД России по г. Саратову в части исполнения сотрудниками отдела полиции обязанности по прибытии на призывной пункт, разыскан 1 гражданин, оповещено сотрудниками военкомата - 25 граждан, не оповещено - 76 граждан. От мероприятий, связанных с призывом на военную службу в ходе весеннего призыва 2015 года уклонились 107 человек, осеннего призыва 2014 года - 94 человека. Меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат ответчиком не предпринимались. Выявленные прокуратурой района нарушения приняты во внимание УМВД России по г. Саратову, однако мер, направленных на розыск и оповещение лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, не принято.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 09 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе УМВД России по г. Саратову просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что статьями 4 и 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на органы внутренних дел возложена обязанность по обеспечению прибытия граждан-призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложение обязанности по установлению их местонахождения и вручению повесток. Вместе с тем часть названных обязанностей, в частности, вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, являются несвойственными для органов внутренних дел, не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции (статьи 1 и 2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"). Считает, что Федеральный закон от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ содержит исчерпывающий перечень обязанностей полиции, а приказ от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 подлежит применению в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. Выполнение обязанностей по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления.
Проведение УМВД России по г. Саратову мероприятий по розыску и доставлению граждан вне рамок уголовного дела, либо дела об административном правонарушении, связано с нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответственно, с нарушением конституционных прав граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в суде первой инстанции, отдел военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам города Саратова просят решение суда оставить без изменения.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, при рассмотрении настоящих апелляционной жалобы подлежит применению Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу положений статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действовавших до 15 сентября 2015 года) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что обязанность полиции по осуществлению розыска граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, вручению повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом, предусмотрена статьей 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указом Президента Российской Федерации N 250 от 01 марта 2011 года "Вопросы организации полиции", в связи с чем бездействие УМВД России по г. Саратову, выразившееся в неосуществлении розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, препятствует выполнению военным комиссариатом государственной задачи по призыву на военную службу и поддержанию обороны и безопасности Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства о воинской обязанности и военной службе определены в части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", к которым в том числе, относится производство розыска и при наличии законных оснований осуществление задержания граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года Инструкцией "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности" (далее - Инструкция), а также Инструкцией, утвержденной совместным приказом военного комиссара Саратовской области, прокуратуры Саратовской области, следственного управления следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Саратовской области, главного управления внутренних дел по Саратовской области, управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области от 02 декабря 2010 года N (далее - Инструкция N).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Инструкции при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Аналогичное положение предусмотрено подпунктом "а" пункта 6 Инструкции N, утвержденной совместным приказом.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"). Изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" не вносились, Приказ свое действие не утратил, в связи с чем сотрудники полиции обязаны выполнять требования законодательства, регламентирующего вопросы воинской обязанности и военной службы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при организации призыва граждан на военную службу осенью 2014 года и весной 2015 года военным комиссариатом Саратовской области в адрес начальника УМВД России по г. Саратову направлены обращения по вопросу обеспечения прибытия на мероприятия, связанные с призывом, граждан, уклоняющихся от получения повесток.
Данные обращения УМВД России по г. Саратову были исполнены частично. ОП N 6 в составе УМВД России по г. Саратову меры по установлению фактического местонахождения граждан, указанных выше и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат не предпринимались.
Возлагая на ответчика обязанность по содействию военному комиссариату, суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенными выше положениями нормативных правовых актов и пришел к правильному выводу о том, что именно на органы внутренних дел возлагается обязанность по содействию военным комиссариатам в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу.
Доводам органа внутренних дел о том, что указанные функции не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", суд дал надлежащую оценку.
Ссылка ответчика на то, что розыск лиц, уклоняющихся от призыва, возможен только в рамках привлечения к административной ответственности или предварительному расследованию по возбужденному уголовному делу, на выводы суда не влияют, поскольку привлечение к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, возможно только после того, как исчерпаны иные меры понуждения к исполнению воинской обязанности.
Исходя из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 250 "Вопросы организации полиции", принятого в развитие Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, а также пункта 3 статьи 4 и пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", розыск граждан и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
При этом судебная коллегия учитывает, что различные виды неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, закрепленных в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, содержат признаки административных правонарушений или преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующими статьями КоАП РФ и УК РФ. Таким образом, статьи 4, 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" соответствуют статьям 1, 2 Федерального закона 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", которые в качестве задач полиции предусматривают пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, производство дознания и розыск лиц, в том числе и в рамках воинского учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Инструкция "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденная приказом Министерства обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской федерации N 197 от 10 сентября 2007 года, подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", выводы суда первой инстанции не опровергают.
Несостоятельна ссылка в апелляционной жалобе на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 октября 2000 года и 29 июня 2004 года по мотиву коллизии норм права. Федеральные законы от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконных правовых актов, которые применены судом при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, по существу сводятся к иному толкованию закона и переоценке доказательств. Само по себе иное толкование положений действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.