Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Патронова Р.В.,
судей Галкиной Л.Н., Смоленцева М.В.,
при секретаре Черняевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе Ш.А.И. на решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 24 августа 2015 года, которым Ш.А.И. отказано в удовлетворении иска к мэрии г.Архангельска министерству промышленности и строительства Архангельской области, министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Смоленцева М.В., судебная коллегия
установила:
Ш.А.И. обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска об обязании предоставить ему на состав семьи из пяти человек, включая супругу Ш.Е.В., дочь Ш.А.А., дочь Ш.Л.А. и брата Ш.А.И., жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 75 кв.м., расположенное в черте г. Архангельска, отвечающее санитарно - техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Архангельску. Также просил взыскать с ответчика 5 500 руб. расходов на оплату услуг представителя и 300 руб. в возврат уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном боевых действий и в соответствии с действующим законодательством имеет право на предоставление жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство промышленности и строительства Архангельской области, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, в качестве третьих лиц - Ш.Е.В.., Ш.А.А.., Ш.Л.А., В.В.Д., В.Е.Д.., Ш.А.И.
Также в ходе рассмотрения дела Ш.А.И. уточнил заявленные требования, окончательно просит обязать мэрию города Архангельска предоставить ему на состав семьи из семи человек, включая супругу Ш.Е.В., дочь Ш.А.А., дочь Ш.Л.А.., дочь В.В.Д., дочь В.Е.Д. и брата Ш.А.И., жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 105 кв. м, расположенное в черте г. Архангельска, отвечающее санитарно - техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Архангельску. В остальной части ранее заявленные требования оставил без изменения
Ш.А.И., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель истца Матвеев А.В. поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика министерства промышленности и строительства Архангельской области Мазур В.Н. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагая, что они не основаны на законе.
Мэрия города Архангельска, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Третьи лица Ш.Е.В.., Ш.А.А., Ш.Л.А., В.В.Д.., В.Е.Д., Ш.А.И., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Судом принято указанное решение, с которым не согласен Ш.А.И., просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на несогласие с выводом суда о том, что он имеет право только лишь на получение субвенции для приобретения или строительства жилого помещения.
Полагает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций федерального бюджета на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах".
Также ссылается на то, что надлежащим ответчиком по делу является мэрия г. Архангельска, поскольку в соответствии с нормой закона, действовавшей в период постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и его предоставления, обязанность по обеспечению жильем ветеранов боевых действий возлагалась на органы местного самоуправления. Кроме того, он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в мэрии г. Архангельска. Однако органом местного самоуправления не была исполнена публично-правовая обязанность по обеспечению его жилым помещением.
Указывает на несогласие с выводом суда о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и должны применяться к отношениям, возникшим после введения их в силу.
Считает, что при рассмотрении дела необходимо было руководствоваться положениями п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Также полагает, судом не учтено, что он не исключен из очереди на получение жилого помещения, а также то, что его право на получение жилого помещения не утрачено и участвующими в деле лицами в ходе рассмотрения дела данное обстоятельство не оспаривалось.
Проверив материалы дела, заслушав истца Ш.А.И., его представителя Матвеева А.В., третьих лиц Ш.Е.В., Ш.А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ш.А.И. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Истец, а также члены его семьи Ш.Е.В., Ш.А.А., Ш.Л.А., В.В.Д., В.Е.Д.., Ш.А.И. на основании договора социального найма проживают и зарегистрированы по адресу: г. Архангельск ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", кв. "данные изъяты". Общая площадь жилого помещения составляет 38,3 кв. м, жилая - 25 кв.м.
С "данные изъяты"1989 Ш.А.И. с составом семьи три человека состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку в настоящее время действующим законодательством не предусмотрена такая форма обеспечения жилым помещением как предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
По мнению судебной коллегии, указанный вывод суда мотивирован, соответствует имеющимся по делу доказательствам. Оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.
Согласно материалам дела, основанием заявленных требований являются следующие обстоятельства: наличие у Ш.А.И. статуса ветерана боевых действий и его постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, какие-либо иные основания не указаны.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах") предусмотрено, что ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 N 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 указанного Порядка (в редакции, действовавшей до 19.05.2015) меры социальной поддержки предоставлялись по выбору гражданина в форме:
1) безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия);
2) предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
Вместе с тем согласно указанному пункту в редакции постановления Правительства Архангельской области от 12.05.2015 N170-пп, вступившей в силу с 19.05.2015, в настоящее время формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия).
Социально-жилищные правоотношения носят длящийся характер, они подлежат урегулированию с учетом того законодательства, которое действует в момент существования указанных правоотношений вплоть до исполнения государственного обязательства по обеспечению льготных категорий граждан жильем.
Исходя из вышеназванных положений закона, мера социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения сохранялась за Ш.А.И. до 19.05.2015.
Начиная с 19.05.2015, граждане, вставшие на учет до 1.01.2005, имеющие право на улучшение жилищных условий, в том числе в соответствии с Законом "О ветеранах" имеют право на обеспечение жильем только в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения.
Форма обеспечения жилым помещением в виде предоставления жилого помещения для данной категории граждан в настоящее время действующим законодательством не предусмотрена.
Поскольку до 19.05.2015 Ш.А.И. не был обеспечен жилым помещением и государственное обязательство в указанной части сохраняется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на реализацию своих прав в виде субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Также является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела необходимо было руководствоваться положениями п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Действительно, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, указанным подпунктом ветеранам боевых действий была предусмотрена льгота на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако, исходя из положений действующего законодательства, реализация истцом права на получение жилья как лица, имеющего статус ветерана боевых действий, и стоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1989 года, путем предоставления жилья в первоочередном порядке в настоящее время также невозможна.
Вместе с тем, поскольку истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, он вправе претендовать на получение жилья в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства.
По существу доводы апелляционной жалобы изложенных выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся фактически к иной оценке обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.В. Патронов
Судьи Л.Н. Галкина
М.В. Смоленцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.