Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Панас Л.Ю., Корепановой С.В.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе мэрии г. Архангельска на заочное решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зиновьева ФИО11 к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Зиновьеву ФИО12 на состав семьи из четырех человек, включая Зиновьеву ФИО15, Зиновьева ФИО14, Зиновьеву ФИО13, во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью не менее 60 кв.м.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Зиновьева ФИО16 государственную пошлину, уплаченную при подаче иска, в размере "данные изъяты".
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 7 дней с момента получения копии заочного решения".
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Зиновьев А.А. обратился с иском к мэрии г. Архангельска, просил обязать ответчика предоставить ему в собственность другое жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит 17/25 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", где он проживает. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают члены его семьи: жена - Зиновьева О.А. и несовершеннолетние дети, сын - Зиновьев Е.А. и дочь - Зиновьева Ю.А. Дом, в котором расположено занимаемое ими жилое помещение, межведомственной комиссией признан непригодным для проживания. 18 октября 2012 года ему выдано свидетельство малоимущей семьи. Указал, что другого жилого помещения они не имеют и состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Вотяков М.В. уточнил заявленные требования, просил обязать мэрию города Архангельска предоставить Зиновьеву ФИО20 на состав семьи из четырех человек, включая Зиновьеву ФИО17, Зиновьева ФИО18, Зиновьеву ФИО19, во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью не менее 60 кв.м.
Истец Зиновьев А.А., представитель ответчика - мэрии города Архангельска, третьи лица - Зиновьева О.А., Зиновьев Е.А., Зиновьева Ю.А. о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд не явились.
Суд постановилуказанное выше заочное решение, с которым не согласилась мэрия г. Архангельска и в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы не соглашается в части размера предоставляемого жилого помещения, поскольку истец является собственником 17/25 жилого помещения, которое признано непригодным для проживания, общей площадью 47,0 кв.м, жилой - 32,3 кв.м. Вывод суда о необходимости предоставления не менее 15 кв.м на человека является ошибочным.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом заочного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Зиновьев А.А. является собственником 17/25 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно материалам дела в рассматриваемом жилом помещении зарегистрированы Зиновьев А.А., Зиновьева О.А., Зиновьева Ю.А., Зиновьев Е.А.
28 августа 2009 года было проведено обследование жилого "адрес".
Из акта следует, что дом деревянный, двухэтажный, 1939 года постройки. Общий физический износ здания по состоянию на 25 мая 2009 года составляет 78%. Установлено, что помещения не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодны для проживания.
По результатам проведенного обследования межведомственная комиссия пришла к заключению о признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу. Проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик жилых помещений признано экономически нецелесообразным (заключение N 59 от 28 августа 2009 года).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения применительно к условиям г. Архангельска, находящегося в черте города, по договору социального найма, на состав семьи из четырех человек, общей площадью не менее 60 кв. м.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) закреплены положения о том, что органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Исходя из материалов дела, позицию истца, полагающего, что он, являясь собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания в установленном законом порядке, имеет право на обеспечение его иным жилым помещением, судебная коллегия находит обоснованной.
Вместе с тем, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, то собственник жилого помещений в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в п. 20, 22 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлено прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, предусматривающем, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Учитывая, что с 2009 года до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением взамен непригодного для проживания, выкуп жилого помещения истца не осуществлен, каких-либо соглашений между истцом и ответчиком не заключалось, со стороны ответчика предложений о выкупе жилого помещения истцу не направлялось, аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет право на предусмотренный законом возможный способ защиты своего права в виде предъявления ответчику требования предоставить ему на праве собственности другое благоустроенного жилое помещение взамен непригодного для проживания.
Принимая во внимание, что жилое помещение, признанное непригодным, принадлежит истцу на праве собственности, то и предоставляемое взамен по основаниям ст. 32 ЖК РФ жилое помещение предоставляется ему в том же правовом режиме.
Обязывая мэрию города Архангельска предоставить Зиновьеву А.А. на состав семьи из четырех человек жилого помещения общей площадью не менее 60 кв.м, суд руководствовался ч. 5 ст. 57 ЖК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Соответственно, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому, с сохранением права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен в ст. 57 ЖК РФ, положения которой, в частности, предусматривают очередность предоставления помещений, исходя из времени принятия граждан на учет (часть 1).
Сторонами не оспаривается, что истец является собственником 17/25 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Исследуя вопрос о площади предоставляемого жилого помещения и его характеристиках, судебная коллегия учитывает то, что предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в том числе и по количеству комнат, отвечать установленным требованиям и находиться в границах этого населенного пункта.
Частью 5 ст. 19 ЖК РФ установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Технический учет осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Как следует из технического паспорта на жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес", доля ответчика соответствует двум комнатам, общей площадью не менее 47 квадратных метров, жилой площадью не менее 32 квадратных метров (л.д. 14,15).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что мэрия города Архангельска обязана предоставить Зиновьеву А.А. в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 47 квадратных метров, жилой площадью не менее 32 квадратных метров, находящееся в черте города Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Архангельску.
Таким образом, постановленное судом решение подлежит изменению, с принятием по делу нового решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 27 августа 2015 года изменить, принять по делу новое решение, которым
Исковые требования Зиновьева ФИО21 к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Зиновьеву ФИО22 в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 47 квадратных метров, жилой площадью не менее 32 квадратных метров, находящееся в черте города Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Архангельску.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Зиновьева ФИО23 государственную пошлину, уплаченную при подаче иска, в размере "данные изъяты".
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.