Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Панас Л.Ю., Корепановой С.В.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 декабря 2015 года дело по апелляционным жалобам Уваровой Ю.В., администрации МО "Котлас", апелляционного представления Котласского межрайонного прокурора на решение Котласского городского суда Архангельской области от 21 сентября 2015 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Котласского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ФИО15, ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Котлас" по непредоставлению мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить детей местами в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Котлас" по непредоставлению несовершеннолетним ФИО16, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования "Котлас" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории города Котласа Архангельской области, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Обязать администрацию муниципального образования "Котлас" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории города Котласа Архангельской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования "Котлас" сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Котласский межрайонный прокурор обратился с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Котлас" (далее - администрация МО "Котлас") по непредставлению несовершеннолетним ФИО3 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и обязании обеспечить детей местами в дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование заявления указал, что ответчик не предоставляет несовершеннолетним детям мест в дошкольном учреждении, чем нарушает право детей на получение образования и свидетельствует о неисполнении администрацией МО "Котлас" возложенных на нее обязанностей по решению вопросов местного значения в данной сфере. Указывает, что мать несовершеннолетних Уварова Ю.В. является инвалидом третьей группы. Просил с учетом уточненных требований признать незаконным бездействие администрации МО "Котлас" по непредставлению несовершеннолетним мест в дошкольном образовательном учреждении и обязать администрацию МО "Котлас" обеспечить в первоочередном порядке несовершеннолетних местами в дошкольном образовательном учреждении на территории г.Котласа в срок до 01 ноября 2015 года.
В судебном заседании прокурор Дурапов Д.В. поддержал заявленные требования.
Истец Уварова Ю.В. настаивала на удовлетворении требований, пояснив, что оба ребенка нуждаются в социальной адаптации и посещении детского сада, возражала против получения дошкольного образования ФИО21. на дому.
Представитель администрации МО "Котлас" Носарева Л.В. не согласилась с требованиями, пояснила, что возможность обеспечения детей-инвалидов, не достигших возраста трех лет, местами в МДОУ отсутствует, поскольку на территории МО "Котлас" функционируют только две группы для детей с ограниченными возможностями, которые осуществляют образование детей-инвалидов по адаптированным программам: группа компенсирующей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые имеют сложный дефект и группа компенсирующей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата, поэтому получение дошкольного образования несовершеннолетней ФИО20 возможно только на дому до достижения ею возраста трех лет. Создание групп для детей-инвалидов до трех лет отнесено к компетенции субъекта РФ - Архангельской области.
Представитель заинтересованного лица МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Радуга" Пахомова Ю.В. в судебном заседании пояснила, что поскольку ФИО22. является ребенком-инвалидом, то только с трехлетнего возраста возможно определить в какую группу компенсирующей направленности можно определить ребенка. На сегодняшний день ФИО3 ФИО23. нуждается в наблюдении, необходимо вносить коррективы в индивидуальный образовательный маршрут, не исключается возможность домашнего обучения.
Представитель заинтересованного лица Бюро N 14 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Архангельской области" в судебное заседание не явился, уведомлен.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась истец, администрация МО "Котлас", Котласский межрайонный прокурор.
В обоснование жалобы Уварова Ю.В. указывает на несогласие с решением суда в части отлагательного срока предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Судом не учтено, что инвалидность несовершеннолетней ФИО24. может быть снята. Кроме того, ребенку рекомендовано посещение дошкольной образовательной организации. Также указывает на то, что гарантированный срок предоставления места в детском дошкольном учреждении не может превышать полуторагодовалого возраста ребенка, в ином случае умаляются гарантии родителя, установленные законом.
Котласский межрайонный прокурор не соглашается с решением суда также в части установления срока, до которого ответчиком должны быть устранены нарушения прав несовершеннолетней ФИО25, поскольку его установление не соответствует закону и противоречит ее законным интересам в сфере образования.
Администрация МО "Котлас" в апелляционной жалобе указывает на то, что на момент подачи заявления Уваровой Ю.В. у ответчика отсутствовали основания для предоставления мест в МДОУ в первоочередном порядке, поскольку истцом не была представлена справка об инвалидности. В настоящее время ФИО26. переведена в льготную очередь. В отношении ФИО27. справка об инвалидности матери была представлена только 10 сентября 2015 года, перевод в льготную очередь был также осуществлен, в связи с чем бездействия со стороны ответчика не имелось. Обращает также внимание на то, что возможности МО "Котлас" обеспечения детей инвалидов, не достигших возраста трех лет, дошкольным образованием отсутствуют. Просит отменить решение в части признания незаконным действий администрации МО "Котлас", возложения обязанности организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в отношении ФИО28
В возражениях на апелляционное представление Котласского межрайонного прокурора администрация МО "Котлас" просит оставить его без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, заслушав прокурора Подчередниченко О.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Уварова Ю.В. является матерью несовершеннолетних ФИО29 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как их законный представитель 12 августа 2014 года обратилась с заявлением в Управление по социальным вопросам администрации МО "Котлас" о предоставлении своим детям мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
При этом Уварова Ю.В. является инвалидом третьей группы, а несовершеннолетняя ФИО30 является ребенком-инвалидом. Судом первой инстанции также установлено, что несовершеннолетняя Алёна нуждается в постоянном постороннем уходе, посещение дошкольного образовательного учреждения возможно только в сопровождении.
Удовлетворяя заявленные требования, суд с учетом ч. 1 ст. 12 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пришел к выводу о нарушении права несовершеннолетних на бесплатное дошкольное образование.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий права несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования, не содержит каких-либо ограничений на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Согласно подп. 13 п. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
В силу ст.ст. 4, 5 и 37 Устава МО "Котлас" администрация МО "Котлас" является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, который наделен, в том числе и полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.
Постановлением главы МО "Котлас" от 22 января 2015 года N 138 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории МО "Котлас", согласно которому правила приема (зачисления) детей в МДОУ определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1).
Согласно ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Таким образом, при достижении несовершеннолетним указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны ответчика обоснованными не являются.
Принятое судом решение не противоречит перечисленным в апелляционном определении нормам материального права.
Действующим законодательством, в том числе указом Президента РФ от 02 октября 1992 года N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", определен исчерпывающий перечень категорий граждан, дети которых имеют право на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с учетом п. 1.21 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций на территории МО "Котлас" N 138 от 22 января 2015 года предусмотрено, что в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном порядке принимаются дети-инвалиды и дети, один из родителей, которых является инвалидом.
Судом первой инстанции правильно определено, что отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, наличие очереди в дошкольные учреждения, не может являться препятствием в реализации конституционного права детей на дошкольное образование.
Содержание образовательного процесса определяется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, образовательной программы дошкольного образования и индивидуальных возможностей воспитанников. Поскольку заключение психолого-медико-педагогической комиссии в отношении ФИО31 не содержит рекомендаций для индивидуальной образовательной программы обучения с детьми-инвалидами, доводы ответчика о необходимости предоставления ей места в дошкольном образовательном учреждении, осуществляющем образование детей-инвалидов по адаптированным программам, и с 3-х лет являются несостоятельными.
Устанавливая срок предоставления несовершеннолетней ФИО32 места в дошкольном образовательном учреждении, суд не учел, что действующим федеральным законодательством обеспечение свободного доступа к бесплатному дошкольному образованию не ставится в зависимость от наличия каких-либо обстоятельств, что предполагает осуществление такого права незамедлительно после его возникновения.
Таким образом, срок на предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней ФИО33 судом установлен быть не может, поскольку это является недопустимым ограничением прав граждан на государственное гарантирование общедоступности и бесплатности дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Следовательно, решение суда в указанной части подлежит изменению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части указания срока приёма ФИО34 в муниципальное образовательное учреждение, принять по делу новое решение которым:
исковое заявление Котласского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ФИО35, ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Котлас" по непредоставлению мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить детей местами в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Котлас" по непредоставлению несовершеннолетним ФИО39, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования "Котлас" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним ФИО1, ФИО37, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории города Котласа Архангельской области, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.