Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В. и Пыжовой И.А.
при секретаре Шиловской И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 21 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Кринина А.В. на решение Коношского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Коношской территориальной избирательной комиссии - удовлетворить.
Обязать Кринина А.В. предоставить в Коношскую территориальную избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, с приложением первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств.
Установить срок исполнения решения суда - не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
установила:
Коношская территориальная избирательная комиссия (далее - Коношская ТИК) обратилась в суд с исковым заявлением к Кринину А.В., избранному на должность Главы МО "Коношское", о понуждении представить итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, с приложением первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно протоколам об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст. 5.17 КоАП РФ, Кринин А.В., избранный на должность Главы МО "Коношское", на основании Постановления Коношской ТИК от 15 сентября 2015 года N 130/642, не представил в установленный законом срок в Коношскую ТИК итоговый финансовый отчет, сведения об источниках и о размере средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании на выборах на должность Главы МО "Коношское". По состоянию на 16 июля 2015 года Крининым А.В. итоговый финансовый отчет в Коношскую ТИК не представлен.
В судебном заседании представитель Коношской ТИК Забалуева О.В. исковые требования поддержала, пояснив, что Крининым А.В. в нарушение требований законодательства не представлен итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, с приложением первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств, что влечет невозможность передачи данных сведений в средства массовой информации для опубликования, чем нарушаются права граждан на гласность и открытость выборов.
Ответчик Кринин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что направлял итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, с приложением первичных финансовых документов, в ТИК простым письмом и поэтому доказательств отправки у него нет. Если суд обяжет его снова представить указанные документы в ТИК, то просит время в течение месяца для подготовки указанных документов.
Представитель заинтересованного лица ГАУ Архангельской области "Издательский дом "Коношский курьер", извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился Кринин А.В.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность ввиду нарушения норм процессуального и материального права, производство по делу прекратить. Суд в решении не указал, какие права, свободы или законные интересы Коношской ТИК нарушены действиями (бездействием) ответчика. Данный вопрос является определяющим для правильного и объективного рассмотрения административного дела, для вынесения законного судебного решения. Коношская ТИК в связи с нарушением им законодательства о выборах и референдумах имела право обратиться в суд не в порядке искового производства, а в порядке гл. 26 ГПК РФ, следовательно, суд должен был рассмотреть дело и вынести решение в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Если бы суд рассматривал заявление по правилам указанного производства, то должен был прекратить производство по делу, так как истек срок исковой давности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Согласно ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам (ч. 1).
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании (ч. 2).
Средства избирательных фондов могут использоваться на: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании (ч. 3).
Кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы. Законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет (ч. 9).
Копии финансовых отчетов, указанных в п. 9 настоящей статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования. Законом может быть предусмотрено, что редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий (соответственно уровню выборов, референдума) обязаны публиковать переданные им комиссиями финансовые отчеты (сведения из указанных отчетов) в срок, установленный этим законом (ч. 9.1).
Аналогичные положения изложены в ст.ст. 67, 69 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области", разделах 4, 5 Инструкции о порядке поступления и расходования денежных средств избирательных фондов, фондов референдума и формах учета и отчетности, утвержденной Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 07 декабря 2006 года N 162/1461-3, с учетом Постановления избирательной комиссии Архангельской области от 19 февраля 2015 года N 150/927/5 "Об изменении Инструкции о порядке поступления и расходования денежных средств избирательных фондов, фондов референдума и формах учета и отчетности".
Решением двенадцатой сессии Муниципального Совета МО "Коношское" N 62 от 24 июня 2014 года назначены выборы Главы МО "Коношское" на 14 сентября 2014 года.
Постановлением избирательной комиссии Архангельской области N 147/1367-3 от 23 мая 2006 года на Коношскую ТИК возложены полномочия избирательной комиссии МО "Коношское".
Постановлением Коношской ТИК N 120/591 от 24 июля 2014 года Кринин А.В. зарегистрирован в качестве кандидата на должность Главы МО "Коношское".
Постановлением Коношской ТИК от 15 сентября 2014 года N 130/642 выборы Главы муниципального образования "Коношское" признаны состоявшимися и действительными; постановлено считать Кринина А.В., получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избранным на должность Главы муниципального образования "Коношское"; опубликовать постановление, а также данные протокола Коношской ТИК в газете "Коношский курьер".
Согласно постановлению Коношской ТИК от 17 сентября 2014 года N 131/645 Кринин А.В. зарегистрирован избранным Главой муниципального образования "Коношское"; постановлено выдать ему удостоверение об избрании.
Судом установлено, что полные данные об итогах голосования и о результатах выборов Главы МО "Коношское" опубликованы в Коношской районной общественно-политической газете "Коношский курьер" от 23 сентября 2014 года N75 (111 06).
Таким образом, Кринин А.В. обязан был представить в Коношскую ТИК итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, с приложением первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств, в срок до 23 октября 2014 года.
В нарушение ст. 62 КАС РФ ответчиком не представлены суду доказательства направления в Коношскую ТИК в установленный законом срок указных документов.
Кроме того, факт несоблюдения Крининым А.В. требований ст. 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Коношского района Архангельской области от 06 марта 2015 года, которым Кринин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление кандидатом, избранным на выборную должность, в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, иному ошибочному толкованию норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Коношского районного суда Архангельской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кринина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Судьи Н.В.Лобанова
И.А.Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.