Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Казанковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 22 декабря 2015 года административное дело по административному исковому заявлению Куйкина А.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N,
установил:
Куйкин А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - ТУ Росимущества), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ФКП Росреестра) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что на спорном земельном участке находится принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание: хозяйственный корпус общей площадью "данные изъяты" кв.м., в связи с чем он обратился в ТУ Росимущества Архангельской области с заявлением о приватизации земельного участка. Выкупная цена земельного участка была определена в размере его кадастровой стоимости - "данные изъяты" руб. По заключению эксперта кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена неверно в связи с неправильным определением вида его разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости. Спорный земельный участок образован в результате разделения исходного земельного участка, отнесенного к 17 оценочной группе разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии). Ошибочно участок N отнесен к той же 17 оценочной группе, в связи с чем неправильно определен вид его разрешенного использования. Не было учтено, что на земельном участке находится хозяйственный корпус. Полагает, что данный земельный участок должен быть отнесен к 9 оценочной группе (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), удельный показатель которой составляет 671,04 руб./кв.м. Следовательно, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна составить "данные изъяты" руб. (671,04 х "данные изъяты" = "данные изъяты").
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Архангельской области, в качестве заинтересованного лица администрация муниципального образования "Северодвинск".
В судебном заседании представитель истца Суспицын М.С. заявленные требования поддержал. Пояснил, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно - о виде разрешенного использования спорного земельного участка. Экспертным заключением, а также актом осмотра данного земельного участка подтверждается, что должен быть установлен вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка истец обращался в ТУ Росимущества, однако вид разрешенного использования не был изменен ни ТУ Росимущества, ни администрацией МО "Северодвинск".
В судебном заседании представитель ФКП Росреестра Цыварев П.С. пояснил, что кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу. Спорный земельный участок был преобразован из земельного участка с кадастровым N на основании заявления и межевого плана. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка - для нежилого дома (зона ДЖРЯ). Кадастровая стоимость была определена кадастровой палатой путем умножения площади земельного участка, образованного в результате межевания, на удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка, который был отнесен оценщиком в результате государственной кадастровой оценки земель к 17 группе. Постановление Правительства Архангельской области N 146-пп не вносило изменений в Постановление N 595-пп по спорному и исходному земельным участкам.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества Типков Р.В. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности. Истец обратился в ТУ Росимущества с заявлением о приватизации земельного участка как собственник объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке. ТУ Росимущества был подготовлен договор купли-продажи с определением цены сделки в размере кадастровой стоимости земельного участка - "данные изъяты" руб. Истец отказался от покупки земли по данной цене. Полагает, что настоящий иск направлен на уменьшение цены земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, что свидетельствует о злоупотреблении правом. В полномочия ТУ Росимущества не входит решение вопросов об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Такое решение вправе принять Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ или администрация МО "Северодвинск", которые отказались изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В судебное заседание не явились истец, представители административных ответчиков Управления Росреестра, Правительства Архангельской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования "Северодвинск", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Из отзыва Правительства Архангельской области следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N в размере "данные изъяты" руб. была определена кадастровой палатой в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности". Право административного истца установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной следует из положений ст. 66 Земельного кодекса РФ.
В отзыве на иск заинтересованное лицо администрация МО "Северодвинск" поддержала позицию ТУ Росимущества, указав, что собственником земельного участка с кадастровым N является Российская Федерация. Администрация МО "Северодвинск" не имеет полномочий по распоряжению данным земельным участком. Куйкин А.Ю. в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка не обращался.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца Суспицына М.С., представителей ответчиков ФКП Росреестра Цыварева П.С., ТУ Росимущества Типкова Р.В., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Куйкин А.Ю. является собственником нежилого здания общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым N по адресу: "адрес".
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Поскольку истец является собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, он имеет исключительное право выкупа данного земельного участка по цене, которая зависит от его кадастровой стоимости.
Следовательно, истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N.
Спорный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N с сохранением его в измененных границах на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N от 12 августа 2014 года и межевого плана от 12 августа 2014 года.
15 августа 2014 года данный земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для нежилого дома (зона ДЖРЯ).
Постановлением Правительства Архангельской области N 595-пп от 18.12.2012, вступившим в силу с 01.01.2013, утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012. Данным постановлением утверждены также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N определена по 17 номеру вида разрешенного использования (удельный показатель кадастровой стоимости - 4744,46 руб. за кв.м.).
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
В силу п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Актом кадастровой палаты от 15.08.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N определена в размере "данные изъяты" руб. (4744,46 х "данные изъяты" = "данные изъяты", где 4744,46 руб. за кв.м. - удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка, "данные изъяты" кв.м. - площадь вновь образуемого земельного участка).
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 248 КАС РФ.
Право определять предмет и основание заявленных требований принадлежит административному истцу.
Из административного искового заявления, а также пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что основанием заявленных требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в частности - о виде его разрешенного использования.
По мнению истца, спорный земельный участок должен относиться к 9 номеру вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), удельный показатель кадастровой стоимости которого составляет 671,04 руб./кв.м., кадастровая стоимость должна составить "данные изъяты" руб.
Вместе с тем, при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка орган кадастрового учета, руководствуясь ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, п. 2.1.17 Методических указаний, обоснованно исходил из удельного показателя кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым N, который отнесен оценщиком к 17 номеру вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Правом на оспаривание правомерности отнесения исходного земельного участка к 17 номеру вида разрешенного использования Куйкин А.Ю. не наделен.
Экспертное заключение, а также акт осмотра земельного участка, представленные истцом, не свидетельствуют о недостоверности сведений, использованных органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Таким образом, требование административного истца об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Куйкина А.Ю. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.