Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Пискуновой Ю.А.
судей: Бойко В.Н., Гордиенко А.Л.
при секретаре: Беловодском А.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области на решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07 сентября 2015 года
по иску Анушкевича Ю.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Анушкевич Ю.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка (далее УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Пенсионный фонд РФ отделение г. Новокузнецка Кемеровской области в Орджоникидзевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", стаж работы в районе Крайнего Севера составил 16 лет 9 месяцев 17 дней.
ДД.ММ.ГГГГ года решением N N Комиссии УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано связи с отсутствием требуемого стажа работы в районе Крайнего Севера. Принято решение о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года.
Считает данное решение незаконным. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан исключила из стажа работы в районе Крайнего Севера период его службы в органах внутренних дел инспектором ДПС ГАИ, госавтоинспектором ОВД Олёкминского райисполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. (7 лет 6 месяцев 20 дней).
Однако до поступления на службу в органы внутренних дел (милицию) СССР он уже имел трудовой стаж, был уволен из ОВД Олёкминского райисполкома республики Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ года в связи с ограничением состояния здоровья, а не в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, после чего, не меняя места жительства, продолжил трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года в гражданском предприятии - Олёкминский Мясомолпром водителем автомобиля.
После увольнения из ОВД проработал в этом же районе 9 лет 2 месяца 27 дней.
Получателем пенсии по линии МВД он не является и каких-либо материальных и иных льгот за указанный выше период времени службы в органах внутренних дел не имеет.
Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной пенсии в ноябре 2014 года его общий трудовой стаж составил более 30 лет. Льготный специальный стаж, за работу в районе Крайнего Севера с учётом службы в ОВД составил 16 лет 9 месяцев 17 дней.
Считает, что с ранее действовавшим законодательством, вышеназванный период службы в ОВД, подлежал включению в льготный стаж работы в районе Крайнего Севера, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Просит признать решение Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецк Кемеровской области незаконным.
Включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы (службы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы в должности инспектора ДПС ГАИ, госавтоинспектора ОВД Олёкминского райисполкома республики Саха (Якутия).
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецк Кемеровской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента прекращения выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ответчика в его пользу оплату госпошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07 сентября 2015года постановлено:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка Кемеровской области включить в специальный трудовой стаж Анушкевичу Ю.И. период его службы в должности инспектора ДПС ГАИ, госавтоинспектора ОВД Олекминского райисполкома республики Саха (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области назначить Анушкевичу Ю.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента прекращения ее выплаты, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области в пользу Анушкевича Ю.И. расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей (триста рублей).
В остальной части исковых требований Анушкевичу Ю.И. отказать.
В апелляционной жалобе начальник Управления Стародубцева Э.С. с решением суда в части удовлетворения заявления о признании незаконным решения УПФР о прекращении выплаты досрочной пенсии не согласна, просит его отменить, указывая на то, что Правилами не предусмотрено включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов военной службы и приравненной к ней службы.
Ранее действовавшим законодательством засчитывалось время прохождения военной службы и приравненной к ней службы только в общий стаж и не включалось в специальный.
Считает, что у суда отсутствовали правовые основания для включения периода службы истца в ОВД. в стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера и признания незаконным решения УПФ о прекращении выплаты пенсии.
На апелляционную жалобу Анушкевичем Ю.И. поданы возражения.
Изучив материалы дела, выслушав истца Анушкевича Ю.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии со ст.28 п.1 пп.6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон N173-Ф3), действовавшего на момент назначения истцу трудовой пенсии, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, с изменениями, внесенными Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012), к районам Крайнего Севера относится Якутская АССР.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Анушкевич Ю.И. работал в районе Крайнего Севера, ему определено право на трудовую пенсию по старости на основании п.п. 6 п.1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 16 лет 09 месяцев 17 дней.
Решением пенсионного фонда N N от ДД.ММ.ГГГГ Анушкевичу Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа 15 лет. Стаж работы составил 09 лет 02 месяца 27 дней, при этом в специальный стаж не включен период службы в ОВД Олёкминского райисполкома республики Саха (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (07 лет 06 месяцев 20 дней).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ней местностям подлежит зачету в стаж работы истца, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, оснований для исключения данного периода службы из северных периодов работы не имелось, в связи с чем, признал решение пенсионного фонда от 27.02.2015года о прекращении выплаты досрочной пенсии незаконным, как нарушающее пенсионные права истца.
При этом, обоснованно сослался на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, не допускающей нарушение конституционных прав граждан, граждане, приобретшие пенсионное право до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правилами не предусмотрено включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов военной службы и приравненной к ней службы несостоятельны, основаны на неправильном толковании закона.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
Согласно п. 11 указанных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет установилправило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом было установлено, что у истца имелся трудовой стаж как до, так и после прохождения службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера, что подтверждается трудовой книжкой, представленной в материалы дела, что позволяет зачесть период прохождения службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. в подсчет стажа на основании п.п. 6 п.1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Довод жалобы, что ранее действовавшим законодательством засчитывалось время прохождения военной службы и приравненной к ней службы только в общий стаж и не включалось в специальный, также основан на неверном толковании закона.
На период прохождения истцом службы в органах внутренних дел, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета прохождения военной службы и приравненной к ней службы в специальный стаж работы при службе в районах Крайнего Севера, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения (права на увеличение размера пенсионного капитала и перерасчет пенсии) (ст.64 Постановления ВС РФ от 23.12.1992г. N4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
Судебная коллегия полагает, что льготное назначение пенсии, предусмотренное п.п.6 п.1 ст.28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", связано с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях, то есть льготным фактором является работа на определенной территории, спорный период истец работал на территории приравненной к районам Крайнего Севера, что и является основанием для включения данного стажа в льготный.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не влекут отмену обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение комиссии Управления пенсионного фонда незаконно и обязал ответчика зачесть Анушкевичу Ю.И. в специальный трудовой стаж период его службы в должности инспектора ДПС ГАИ, госавтоинспектора ОВД Олекминского райисполкома республики Саха (Якутия) с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, при разрешении спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ на основе их полного и всестороннего исследования, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и закону.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Стародубцевой Э.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Пискунова
Судьи: В.Н. Бойко
А.Л. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.