Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Потловой О.М.,
судей Зайцевой Е.Н. и Латушкиной Е.В.
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
пре секретаре Мельничук В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Прокопьевска Кемеровской области ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 16 октября 2015 года по иску прокурора города Прокопьевска в интересах ФИО5 В.Г., ФИО5 М.Н., ФИО5 И.В. к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Прокопьевска в интересах ФИО5 обратился в суд с иском к администрации города о предоставлении им на семью из трех человек жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что семья ФИО5 нуждается в жилом помещении, состоит на очереди в администрации города Прокопьевска на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди - N, номер в льготной очереди - N, т.к. несовершеннолетний ФИО5 И.В. является ребенком-инвалидом с детства, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ N 378, и которое также дает ему право на дополнительную жилую площадь. В собственности у них жилья нет. В настоящее время проживают по адресу: "адрес", а зарегистрированы: ФИО5 В.Г. по "адрес", ФИО5 М.Н. с сыном по "адрес". ФИО5 В.Г. не работает, ФИО5 М.Н. также не работает, т.к. ребенок-инвалид нуждается в уходе, единственный источник их дохода - пособие на детей и социальная пенсия, жилого помещения они не имеют, приобрести жилое помещение не имеют возможности. Считает, что семья ФИО5 имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди площадью "данные изъяты" кв. м., исходя из нормы 18 кв. м. на одного человека.
Помощник прокурора города Прокопьевска Голдобина Н.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
В судебном заседании истец ФИО5 В.Г. исковые требования
поддержал.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 16 октября 2015 года постановлено:
Обязать администрацию "адрес" предоставить ФИО5 В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу "адрес", ФИО5 М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "адрес", ФИО5 И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу "адрес", вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, в черте "адрес", отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее "данные изъяты" кв. м., и с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Прокопьевска Кемеровской области ФИО1 просит решение Центрального районного суда города Прокопьевска от 16.10.2015 отменить и принять по делу новое решение.
Считает, что к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится ФИО5 И.В., иные члены семьи: ФИО5 В.Г. и ФИО5 М.Н. таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи ФИО5, состоящей из 3 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также считает необоснованной ссылку суда на статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" как на основание для внеочередного порядка обеспечения семьи ФИО5 в составе 3 человек жилым помещением по договору социального найма.
Считает, что судом не было учтено, что внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Кроме того, считает также, что судом не было учтено, что пункт 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, не устанавливает права внеочередного предоставления помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
С учетом изложенного, полагает, что, только ФИО5 И.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой г. Прокопьевска Кемеровской области поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в силу ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения истца ФИО5 М.Н., возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Маслаковой О.Г., полагавшей решение суда подлежащим изменению, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы ФИО5 имеют сына ФИО5 И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребенком-инвалидом, страдающим хроническим заболеванием (код по МКБ-10 "данные изъяты") и подпадает под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире".
Согласно справке администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 В.Г., ФИО5 М.Н., ФИО5 И.В. приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи три человека, в списке инвалидов очередь N.
Таким образом, ответчиком в установленном законом порядке признано право ФИО5 И. В. на внеочередное предоставление жилого помещения.
ФИО5 И.В. (ребенок-инвалид) с матерью и отцом проживает в жилом помещении по "адрес", зарегистрирован с матерью в жилом доме в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв. м., который принадлежит ФИО12, и в котором также зарегистрировано еще "данные изъяты" человек. ФИО5 В.Г. зарегистрирован в квартире родителей по "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
ФИО5 иных жилых помещений в собственности не имеют, право пользования каким-либо жилым помещением по договору социального найма не приобрели.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из имеющегося у ФИО5 И.В. заболевания, в связи с чем семья истцов в составе 3 человек подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в черте гор. Прокопьевска, и пришел к выводу о предоставлении истцам не менее "данные изъяты" кв. м общей площади, с учетом права несовершеннолетнего на дополнительную жилую площадь.
При этом суд сослался на положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1, 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901.
Данные выводы суда нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, к таковым относятся "данные изъяты", код заболеваний по МКБ-10 "данные изъяты"
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится ФИО5 И.В ... Иные члены семьи ФИО5 таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи ФИО5, состоящей из 3 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" как на основание для внеочередного порядка обеспечения семьи ФИО5 в составе трех человек жилым помещением по договору социального найма, необоснованна.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи ФИО5 в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден Распоряжением главы администрации г.Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ и никем не оспаривался.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, ФИО5 И.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Поскольку ФИО5 И.В. является инвалидом и страдает заболеванием, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также дополнительной площади, обеспечение ФИО5 И.В. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации города Прокопьевска, на территории которого он проживает.
Кроме того, при обеспечении жилищных прав ФИО5 И.В. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке, исходя из требований, установленных в части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе несовершеннолетний возраст ФИО5 И.В., нуждаемость в постоянном постороннем уходе, отсутствие возможности самостоятельного проживания без родителей, судебная коллегия полагает, что жилое помещение должно быть представлено с учетом одного из членов его семьи - его матери ФИО5 М.Н. в размере "данные изъяты" кв.м.
Предоставление жилого помещения иным членам семьи невозможно, поскольку законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, ФИО5 И.В. имеет право на дополнительную жилую площадь.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене.
Принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходит из вышеизложенного и приходит к выводу о возложении на Администрацию города Прокопьевска обязанности предоставить ФИО5 И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и его матери ФИО5 М.Н. отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у ФИО5 И.В. права на дополнительную жилую площадь, а в удовлетворении исковых требований прокурора г.Прокопьевска в интересах ФИО5 В.Г. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 16 октября 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым обязать администрацию города Прокопьевска предоставить ФИО5 И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу "адрес", ФИО5 М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "адрес", отдельное благоустроенное жилое помещение в черте "адрес", отвечающее установленным требованиям, во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее "данные изъяты" кв. м., с учетом имеющегося у ФИО5 И.В. права на дополнительную жилую площадь.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Прокопьевска в интересах ФИО5 В.Г. к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.
Председательствующий: О.М.Потлова
Судьи: Е.Н. Зайцева
Е.В. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.