Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Шалагиной О.В., Михеевой С.Н.,
при секретаре: Дорожкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Крапивинского городского поселения на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 07 октября 2015 года
дело по заявлению Тихоновой Н.В. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛА:
Тихонова Н.В. обратилась с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Крапивинского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Администрацией Крапивинского городского поселения письмом от 10.08.2015г. было отказано в утверждении указанной схемы в связи с тем, что "согласно Генерального плана пгт Крапивинский, Крапивинского городского поселения "Схема улично-дорожной сети и транспорта", утвержденного Решением Совета народных депутатов Крапивинского городского повеления N58 от 27.11.2012г., испрашиваемый земельный участок является частью улично-дорожной сети".
Считает решение Администрации Крапивинского городского поселения незаконным.
Требования к образуемым земельным участкам содержатся в ст. 11.9 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, является закрытым и отнесение образуемого земельного участка к улично-дорожной сети не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В качестве обоснования отнесения образуемого земельного участка к улично-дорожной сети администрации Крапивинского городского поселения ссылается на "Схему улично-дорожной сети и транспорта" к Генеральному плану пгт Крапивинский, утвержденную Решением Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения N58 от 27.11.2012 г.
Согласно ч.3,5 ст.23 Градостроительного кодекса в генеральном плане может содержаться только карта, на которой изображено планируемое размещение автомобильных дорог местного значения. Наличие в генеральном плане какой-либо "схемы улично-дорожной сети", предусматривающей сведения о существующем расположении автомобильных дорог, действующее законодательство не предусматривает.
Отказ администрации Крапивинского городского поселения в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", является незаконным и создает препятствия к осуществлению ею прав (на образование и последующее предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности).
Просит признать незаконным решение администрации Крапивинского городского поселения, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", пгт. "адрес"
Обязать администрацию Крапивинского городского поселения устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 07 октября 2015 г. постановлено:
Признать незаконным решение администрации Крапивинского городского поселения от 10.08.2015 года N898 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Обязать администрацию Крапивинского городского поселения устранить допущенное нарушение прав Тихоновой Н.В. путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
В апелляционной жалобе представитель администрации Крапивинского городского поселения Слонов Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просит решение суда отменить, указывая, что по смыслу п.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются только границы территориальных зон, а территориальные зоны применительно к одному земельному участку, как правило, не устанавливаются.
При подготовке схемы расположения земельного участка Тихоновой Н.В. не были учтены материалы утвержденных документов территориального планирования, а именно генерального плана Крапивинского городского поселения.
Суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что указанный земельный участок является дорогой для проезда пожарных машин. Не дал оценку письму от 06.10.2015 г. заместителя начальника Федерального Государственного казенного учреждения "19 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области" ФИО12 который сообщает, -"рассматриваемый хозяйственный проезд включен в разработанные документы предварительного планирования действий подразделений Крапивинского пожарно-спасательного гарнизона по тушению пожаров в пгт. Крапивинский. Ввиду не обеспеченности данного района поселка иными источниками наружного противопожарного водоснабжения ликвидация данного проезда значительно ухудшит противопожарную защищенность жилых домов в данном районе". Суд не отразил мотивы, по которым не принял во внимание указанное письмо государственного органа.
Тихонова Н.В. представила возражения относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика Слонова Е.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца Серебрянникову С.Ф., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и неправильным применением закона.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 ч.11 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи,- на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тихонова Н.В. обратилась в администрацию Крапивинского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (л.д.8).
Письмом Главы Крапивинского городского поселения от 10.08.2015г. ей отказано в утверждении схемы земельного участка в связи с тем, что согласно Генеральному плану пгт.Крапивинский Крапивинского городского поселения "схема улично-дорожной сети и транспорта", утвержденного Решением Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения N58 от 27.11.2012 г. испрашиваемый участок является частью уличной-дорожной сети и сообщено, что в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами не подлежат приватизации (л.д.10).
Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что отказ Главы Крапивинского городского поселения в утверждении схемы земельного участка расположенного по адресу: "адрес", "адрес" является незаконным.
Этот вывод суда является неправильным по следующим основаниям.
В обоснование своего вывода суд сослался на то, что решение не мотивировано, т.к. такого основания для утверждения схемы земельного участка, как "земельный участок является частью улично-дорожной сети" нормами земельного законодательства, а именно, п.16 ст.11.10 ЗК РФ, не предусмотрено, доводы представителя ответчика о том, что обжалуемый отказ следует расценивать как отказ по п.п.1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, необоснованные, поскольку на данную норму закона ответчик в своем решении не ссылается, из представленных участниками процесса документов следует, что спорный земельный участок не указан на схеме зонирования как зона автомобильных дорог (ИТ-1) (л.д.38об.-39), и не является кольцевой дорогой, как об этом указывает представитель ответчика согласно генерального плана (л.д.18). Согласно предоставленной информации ООО "Земельный кадастровый центр" при подготовке схемы земельного участка истицы учитывались материалы и сведения, размещенные на официальном сайте Администрации Крапивинского городского поселения, и установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона индивидуальной застройки усадебного типа), в связи с чем схема расположения земельного участка соответствует требованиям Приказа Министерства экономразвития РФ N762 от 27.11.2014г. (л.д.54).
Доводы представителя ответчика о том, что спорный земельный участок является дорогой, необходимой для проезда вокруг домов, необоснованные, поскольку данная дорога не указана на генеральном плане. Из приложенной к информации ООО "Земельный кадастровый центр" обзорной схемы видно, что около берега имеются обвалы, а также отсутствует кольцевой проезд, как указывает ответчик, в связи со складированием сена, стоянкой автотехники (л.д.55).
При этом судом не учтено, что отсутствие в ответе ссылки на п.п.1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ не свидетельствует о том, что отказ в утверждении схемы земельного участка не мотивирован, указанный факт не является основанием для признания его незаконным.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы является, согласно пп.1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данным уполномоченным органом является Министерство экономического развития РФ.
Исходя из п. 4 раздела 1 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе, утвержденных документов территориального планирования.
Согласно пп.2 п.1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ одним из документов территориального планирования является генеральный план поселения.
Согласно п.1 раздела 3.1.5 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4207) генеральный план городских и сельских поселений - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, определяющая стратегию их градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 2 указанного закона решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
Генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
В соответствии с п.3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит:1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Как установлено п.6 указанной статьи к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Согласно п.8 раздела 3.1.5 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" графические материалы генерального плана включают в себя, в том числе, генеральный план (основной чертеж) и схему транспортной инфраструктуры.
В число графических материалов генерального плана Крапивинского городского поселения, разработанного в ДД.ММ.ГГГГ году ОАО Проектный институт "Новосибгражданпроект" и утвержденного Решением Совета народных депутатов Крапивинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, помимо генерального плана (основного чертежа), включена также Схема улично-дорожной сети и транспорта, которая была предоставлена для обозрения в судебное заседание. Данная схема разработана на основании материалов естественно-географических и исторических особенностей и содержит сведения не только о планируемых размещениях, но и обо всех существующих автомобильных дорогах.
Спорный земельный участок, согласно схеме улично-дорожной сети и транспорта, являющейся частью генерального плана Крапивинского городского поселения, является частью улично-дорожной сети (на земельном участке, утверждение схемы, расположения которого на кадастровом плане территории просил утвердить административный истец расположена поселковая дорога, что подтверждается выкопировкой из Генерального плана Крапивинского городского поселения.
Пунктом 4 раздела 1 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 установлено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; и т.д.) Из буквального толкования данной нормы следует, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории должна соответствовать перечисленным выше документам.
Заявителем в материалы дела предоставлено письмо ООО "Земельный кадастровый центр" от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что при подготовке схемы ООО "Земельный кадастровый центр" учитывалась только информация, указанная в Правилах землепользования и застройки территории муниципального образования "Крапивинское городское поселение", а точнее карта градостроительного зонирования пгт. Крапивинский, которая в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ является частью правил землепользования и застройки.
На основании этого письма судом установлено, что испрашиваемый земельный участок не указан на схеме зонирования как зона автомобильных дорог (ИТ-1) и он расположен в территориальной зоне Ж-1.
Но судом не учтено, что по смыслу п.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются только границы территориальных зон, а территориальные зоны применительно к одному земельному участку, как правило, не устанавливаются.
Следовательно, при подготовке схемы расположения земельного участка Тихоновой Н.В. не были учтены материалы утвержденных документов территориального планирования, а именно генерального плана Крапивинского городского поселения, который утвержден в соответствии с требованиями закона, не оспорен.
Согласно ч.5 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: карту планируемого размещения объектов местного значения поселения, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
6) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.
Поэтому довод административного истца и вывод суда о том, что в генеральном плане может содержаться только карта, на которой изображено планируемое размещение автомобильных дорог местного значения. Наличие в генеральном плане какой-либо "схемы улично-дорожной сети", предусматривающей сведения о существующем расположении автомобильных дорог, действующее законодательство не предусматривает, противоречит п.г ч.5 ст.23 Градостроительного кодекса РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ в утверждении схемы земельного участка соответствует требованиям закона, а вывод суда основан на неправильном установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 07 октября 2015 г. отменить.
Вынести новое решение: Тихоновой Н.В. отказать в удовлетворении требований.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.