Кемеровский областной суд
в составе судьи Булычевой С.Н.
при секретаре Хайминой Ю.С.
с участием представителя административного истца Анульевой Ю.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Региональной общественной организации "Антикоррупционный комитет по Кемеровской области",
установил:
Региональная общественная организация "Антикоррупционный комитет по Кемеровской области" (далее - организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области 11 ноября 2011 г. за учетным номером 4212011678.
Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21 ноября 2011 г. под основным государственным регистрационным номером 1114200002718.
Устав организации, в который изменения не вносились, утвержден на общем собрании учредителей 22 июля 2011 г. и является действующим.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - Управление) обратилось с административным исковым заявлением о ликвидации организации, ссылаясь на то, что по результатам проверок её деятельности выявлены нарушения действующего законодательства и собственного Устава, которые, несмотря на вынесение трёх предупреждений, привлечение к административной ответственности за неисполнение требований Управления, не были устранены в установленные сроки.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленное требование, пояснив, что неоднократные и грубые нарушения не устранены организацией до настоящего времени.
Представитель организации, будучи надлежаще извещённым, в судебное заседание не явился, возражения ответчика по заявленным истцом требованиям суду не представлены.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В силу требований статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Аналогичные правовые основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 1 по 26 декабря 2014 г. в результате плановой проверки деятельности организации, проведенной Управлением в соответствии с распоряжением от 8 октября 2014 г. N 864-р, были выявлены нарушения положений статей 8, 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а также пунктов 0.4. 10.1, пп.4 п.10.5, 10.6, 12.4, 5.1, 5.2, 5.3 Устава организации. В частности установлено, что в период с 2012г. по 2014г. общим собранием членов организации не рассматриваются вопросы об утверждении годовых отчётов, годового бухгалтерского баланса и отчётов контрольно-ревизионной комиссии (ревизора); не осуществляет деятельность Правление организации, что подтверждается отсутствием подтверждающих документов (в том числе протоколов); Ревизором не проводятся ежегодные проверки финансовой деятельности организации; численность организации увеличилась с 5 членов до 10 человек, однако заявления лиц и решения о приёме их в члены организации отсутствуют, притом обращено внимание на противоречие положений Устава, согласно которому приём (исключение) членов организации отнесён к компетенции Правления и общего собрания организации (пп.5.2, пп.4. п.10.5 Устава).
По результатам данной проверки 26 декабря 2014 г. Управлением в адрес Правления организации и её председателя вынесено предупреждение, которым установлен срок для устранения нарушений до 8 апреля 2015 г. (л.д.24,25).
Поскольку нарушения, приведенные в предупреждении от 26 декабря 2014 г., не были устранены, 27 апреля 2015г. Управлением вынесено предупреждение в адрес Правления организации и его председателя о необходимости устранить допущенные нарушения законодательства и Устава организации до 15 июня 2015г. (л.л.27,28).
Также Управлением назначена внеплановая проверка (распоряжение Управления от 14.04.2015 г. N 241-р на л.д.35,36) в период с 15 июня 2015 г. по 26 июня 2015г. Однако документы для проведения проверки организацией не были представлены Управлению.
В адрес Правления организации и его председателя 26 июня 2015г. вынесено повторное предупреждение, которым предписано в срок до 21 сентября 2015 г. устранить указанные Управлением нарушения (л.д.27,29). Между тем требования, изложенные в предупреждении, вновь не были исполнены.
По распоряжению Управления от 1 октября 2015г. N 765-р назначена внеплановая проверка юридического лица (л.д.41,42). Согласно акту проверки от 16 ноября 2015г. установлено, что нарушения не устранены, органу надзора не представлены документы для проверки.
В установленном законодательством Российской Федерации порядке предупреждения, результаты проверок не обжалованы.
За невыполнение в установленный срок законных требований и предписаний Управления организация привлекалась к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: 3 июня 2015г. по ч. 1 ст. 19.5, 13 августа 2015г., 20 августа 2015 г. - по ч.2 ст.19.4.1.
Председатель правления организации Белогубов И.В. за невыполнение в установленный срок законных требований и предписаний Управления также привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: 15 июня 2015г. - по ст. 19.7, 13 августа 2015г., 20 августа 2015г. - по ч.1 ст. 19.4.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях до представителя организации вновь доведены требования и предупреждения Управления и были предметом исследования и обсуждения. Из копий представленных апелляционных жалоб представителя организации следует, что представителем организации законность требований и предупреждений Управления не оспаривалась, вместе с тем не выполнена.
Предпринятые Управлением меры не дали должных результатов, организация в лице её руководящих органов не желает устранять имеющиеся нарушения действующего законодательства. Из объяснений представителя Управления следует, что в один из периодов между проверками организация представила отчёты Ревизора, вместе с тем данные отчёты не утверждены общим собранием, потому их достоверность сомнительна.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О некоммерческих организациях", п.п.3,5 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 705 (ред. от 23.12.2014) (далее - Положение) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Согласно представленным суду доказательствам корреспонденция Управления в адрес организации направляется по указанному в Уставе адресу, а также по указанному организацией электронному адресу в сети Интернет, однако почтовая корреспонденция возвращается в связи с её неполучением, отчёт о получении электронной корреспонденции не представляется. Учитывая данные обстоятельства, сомнения административного истца в достоверности информации о месте нахождения организации, содержащейся в Уставе организации (п.1.10), как и о продолжении ею деятельности, обоснованны. При таких условиях требования Управления к организации о предоставлении для проверки документов, подтверждающих осуществление её руководящими органами деятельности и соответствие деятельности уставным целям и задачам, действующему законодательству, законны и обоснованны.
Допущенные организации нарушения законодательства неоднократные (2012-2014г.г.), а также грубые, поскольку не устранены после неоднократный требований и предупреждений Управления, нарушают принцип гласности в деятельности общественных организаций, установленный ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об общественных объединениях", создают препятствия органу государственного надзора в осуществлении полномочий по выявлению и предупреждению нарушений законодательства некоммерческими организациями (п.2 Положения).
На момент рассмотрения дела нарушения законодательства, допущенные организацией, которые приведены истцом в качестве оснований для её ликвидации, не устранены и намерений тому организацией не заявлено, что свидетельствует о неустранимости указанных нарушений.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание вышеперечисленные нарушения в их совокупности, суд приходит к выводу, что допущенные организацией нарушения законодательства Российской Федерации являются основанием для её ликвидации, поскольку у организации отсутствуют намерения вести уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить перечисленные нарушения законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Антикоррупционный комитет по Кемеровской области", учетный номер 4212011678, исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1114200002718).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение
составлено 21.12.2015г.
Судья Булычева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.