Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению КСМ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 12 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования КСМ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за КСМ право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" с учетом снижения пенсионного возраста на 2 (два) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить КСМ пенсию с " ... " 2015 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу КСМ расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей " ... " копеек".
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области ПИВ, поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, возражения истца КСМ, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
КСМ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывал, что до достижения пенсионного возраста, с учетом права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области за назначением пенсии.
Однако в назначении пенсии ему было отказано, так как отсутствует подтверждение его проживания в период с 2005 года по дату обращения в пенсионный орган, в деревне " ... " " ... " района Орловской области, которая отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии по старости с момента возникновения права.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на отсутствие у КСМ регистрации по месту жительства в период с 2005 года по дату обращения в пенсионный орган, то есть документального подтверждения постоянного проживания КСМ в указанный период на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у него права на досрочное пенсионное обеспечение со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частью 1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии со статьей 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" населенный пункт " ... " " ... " района Орловской области была отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела, " ... " 2015 года КСМ исполнилось " ... " лет (л.д. 13). До достижения указанного возраста, " ... " 2015 года, он обратился в ГУ УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области за досрочным назначением пенсии (л.д. 94-95), в назначении которой ему было отказано " ... " 2015 года (л.д. 10).
Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение его проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 8-9).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Судом установлено, что КСМ постоянно проживает, с 2005 года по дату обращения в пенсионный орган, в деревне " ... " " ... " сельского поселения " ... " района Орловской области.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из справки администрации " ... " сельского совета " ... " района Калужской области от " ... " 2004 года следует, что КСМ осуществлена перевозка сруба жилого дома от своих родственников до места своего жительства в город Орел (л.д. 24).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от " ... " 2005 года и от " ... " 2013 года у КСМ в собственности имеются земельный участок с домом, расположенными по адресу: Орловская область, " ... " район, деревня " ... ", пер. " ... ", д. " ... " (л.д. 11, 12).
В материалах дела имеется технический паспорт на вышеуказанный жилой дом, согласно которому год постройки дома - 2005 (л.д. 64-73).
Из похозяйственней книги N " ... " " ... " сельской администрации за 2002-2006 года следует, что по вышеуказанному адресу без регистрации проживал истец (л.д. 43-44).
Из справки ООО " " ... "" от " ... " 2015 года следует, что в указанное домовладение в " ... " 2009 года был проведен газ, также имеются сведения о начислениях и оплаченных суммах за потребление газа по вышеуказанному адресу за период с " ... " 2009 года по " ... " 2013 года, с " ... " 2012 года по " ... " 2015 (л.д. 38-41, 82-85).
Согласно выписке по лицевому счету N " ... " ООО " " ... "" в домовладение КСМ подавалась электроэнергия в 2014 и 2015 годах, более ранние сведения ООО представить не может в связи отсутствием программного обеспечения (л.д. 36-37, 87-88, 111).
Из актов об установке электрооборудования следует, что такая установка в домовладении КСМ производилась в 2013 году (л.д. 54-55, 56-57, 58, 59-60, 61, 62-63).
Согласно накладным КСМ в 2004 году приобретались строительные материалы, с 2008 года оплачиваются коммунальные услуги по его домовладению в деревне " ... " " ... " района Орловской области (л.д. 24).
Факт постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом с 2005 года также подтвержден показаниями свидетелей КМН, ЛАА, ВЛХ, ЛАП
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 2005 года по дату обращения за назначением пенсии КСМ постоянно проживает в д. " ... " " ... " района Орловской области, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период КСМ фактически проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом суд пришел к правильному выводу о том, что у истца по достижению возраста " ... " лет возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями статьи 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить КСМ досрочную пенсию с " ... " 2015 года, то есть с момента наступления права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика назначить пенсию до дня вступления решения суда в законную силу, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.