Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.В.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению СИВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе СИВ на решение Ливенского районного суда Орловской области от 15 октября 2015 года, которым в удовлетворении заявленного СИВ иска отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца СИВ и его представителя ППЮ поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
СИВ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет.
Однако в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия специального стажа, поскольку период его работы в должности врача-стоматолога с "дата" по "дата" в индивидуальном частном предприятии " " ... "" (далее по тексту - ИЧП " ... ""), с "дата" по "дата" в той же должности в обществе с ограниченной ответственностью " " ... "" (далее по тексту - ООО " " ... ""), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" не были включены ответчиком в льготный стаж работы по специальности.
Полагал, что данный отказ является незаконным, поскольку ООО " " ... "" (ИЧП " " ... "") осуществляют медицинскую и лечебную деятельность на основании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом.
Просил суд обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанные периоды его работы и назначить досрочную пенсию с "дата".
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области указанные исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе СИВ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Обращает внимание, что вывод суда о том, что право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, имеет только особая категория лиц, которая осуществляет трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения, является ошибочным.
Считает, что ООО " " ... "" (ранее ИЧП " " ... "") наряду с другими медицинскими учреждениями осуществляет медицинскую и лечебную деятельность на основании лицензии, выданной компетентным органом, поэтому работа в указанных организациях также дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частью 1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Согласно подпункту 20 части 1, частей 3, 4 статьи 30 названного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Названными Списками и Правилами не предусмотрено право лиц, осуществляющих лечебную деятельность вне учреждений здравоохранения, на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 и Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно части 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей до 31 августа 2014 года, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно части 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей с 1 сентября 2014 года, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как усматривается из материалов дела, СИВ обратился в ГУ УПФ в г. Ливны и Ливенском районе за досрочным назначением пенсии, решением пенсионного органа от "дата" в назначении досрочной пенсии ему отказано (т.1, л.д. 8-9).
Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения СИВ, дающий право на досрочную пенсию, определен ответчиком в " ... " лет " ... " месяца " ... " дней. В указанный стаж не включены периоды работы истца в должности врача-стоматолога с "дата" по "дата" в ИЧП " " ... "", с "дата" по "дата" в той же должности в ООО " " ... "", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Работа истца в спорный период в должности врача-стоматолога в ООО " " ... "" (ИЧП " " ... ""), то есть в коммерческих организациях, подтверждается трудовой книжкой (т. 1, л.д. 11-13), постановлением главы администрации города Ливны N 706 от 28 декабря 1992 года о регистрации индивидуального частного предприятия " " ... "" (т. 1, л.д. 27); приказом N 47 от 30 декабря 1992 года о передаче в аренду помещения для оказания стоматологических услуг (т. 1, л.д. 28); уставом ИЧП " " ... "", согласно пункту 1.4, которого, основной целью предприятия является удовлетворение населения в стоматологических услугах, получение прибыли и на ее основе социальное развитие коллектива (т. 1, л.д. 19-24); уставом ООО " " ... "" N от "дата", из пункта 2.1 которого следует, что основной целью ООО " " ... "" является удовлетворение населения в стоматологических услугах, получение прибыли и на её основе социальное развитие коллектива (т. 1, л.д. 29-36); уставом ООО " " ... "", с подписью СИВ в пункте 3.1 которого указано, что общество является коммерческой организацией, основной деятельностью которой является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли (т. 1, л.д. 38-50).
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что СЕП в период с "дата" по "дата" работал врачом-стоматологом ООО " " ... "" (ИЧП " " ... ""), то есть в коммерческих организациях, которые учреждениями здравоохранения не являются, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения истцу в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, спорного периода работы в указанных организациях.
Поскольку нахождение СИВ на курсах повышения квалификации приходилось на период его работы в коммерческих организациях, суд правомерно отказал во включении периодов нахождения истца на данных курсах в льготный стаж для досрочного назначения пенсии.
Приведенное выше законодательство связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Законодатель выделил в особую категорию работников, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что суд незаконно отказал в удовлетворении исковых требований, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СИВ - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.