Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Полшковой Н.В.,
судей Ившиной Т.В., Фединой Е.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
с участием прокурора Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Оренбурга Оренбургской области в интересах Головина А.Н. к администрации г.Оренбурга Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации г.Оренбурга Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 31 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., заключение прокурора Губаревой О.А., считавшего решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя администрации г. Оренбурга Горшениной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Головиной В.Н., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Оренбурга Оренбургской области обратился в суд с названным иском, указав, что Головин А.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении по этой категории лиц, своего жилья не имеет.
Просил суд обязать администрацию г.Оренбурга Оренбургской области предоставить Головину А.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области в пределах территории МО г.Оренбург в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 31 августа 2015 года исковые требования прокурора г. Оренбурга Оренбургской области в интересах Головина А.Н. удовлетворены.
Суд обязал администрацию г. Оренбурга Оренбургской области однократно предоставить Головину А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в пределах территории МО г.Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец, представители третьих лиц - Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Головин А.Н., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей ( ***), со 02 июля 2015 года состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Головина А.Н. суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Также в новой редакции изложена статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая с 1 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Головин А.Н. до 1 января 2013 года не обратился в суд и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд обоснованно применил к спорным правоотношениям положения приведенных выше правовых норм в редакции, действующей с 1 января 2013 года.
Также судом обоснованно со ссылкой на ст. 204 ГПК РФ определен срок исполнения решения суда - 6 месяцев в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Довод апелляционной жалобы о том, что решением суда нарушаются права других граждан, поставленных на учет нуждающихся в предоставлении жилья ранее, чем Головин А.Н., является необоснованным, поскольку суд, обязывая администрацию г.Оренбурга Оренбургской области предоставить Головину А.Н. жилое помещение, не указал на необходимость внеочередного обеспечения его жильем.
Кроме того, ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.
Действующее законодательство не содержит конкретной оговорки о какой-либо очередности внутри списка детей-сирот в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Списки формируются с достижения лицами 14 лет - для того чтобы своевременно предоставить жилое помещение им по достижении 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающих решение суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Оренбурга Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.