Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Чердынцевой В.Г., Васякина А.Н.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 20 августа 2015 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Орска Оренбургской области в интересах Крачуна С.С. к администрации города Орска Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установила:
прокурор Октябрьского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Крачуна С.С., (дата) года рождения, указывая, что Крачун С.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Поскольку до настоящего времени Крачун С.С. не обеспечен жилым помещением, прокурор просил возложить обязанность на ответчика предоставить Крачуну С.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Неретин Н.Н., истец Крачун С.С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании ответчик - представитель администрации г.Орска, третьи лица - представители Правительства Оренбургской области, Управления образования администрации г.Орска не присутствовали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Решением суда от 20 августа 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора в интересах Крачуна С.С.
Судом возложена обязанность на администрацию г. Орска предоставить Крачуну С.С. соответствующее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта жилое помещение в г.Орске Оренбургской области, не ниже установленных социальных норм, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г.Орска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Право Крачуна С.С. на обеспечение специализированным жилым помещением ответчиком не оспаривается.
В суд апелляционной инстанции истец, ответчик, третьи лица не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в письменном заявлении Крачун С.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А.., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и поступившие возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, истец Крачун С.С. родился (дата). В несовершеннолетнем возрасте Крачун С.С. остался без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении в детских домах. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Орска от 07 июля 2001 года родители истца лишены родительских прав отношении своего сына Крачуна С.С.
(дата) на основании личного заявления Крачун С.С. отчислен из учебного заседания в (адрес).
Крачун С.С. по его заявлению от (дата) включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На момент рассмотрения спора Крачун С.С. является собственником 1/5 доли квартиры по адресу: (адрес), общей площадью 39,5 кв.м.
Судом, обоснованно исследовавшим вопрос нуждаемости истца в жилом помещении, установлен факт невозможности проживания Крачун С.С. в жилом помещении по адресу: (адрес), общей площадью 39,5 кв.м., в котором проживают и зарегистрированы помимо истца еще 4 человека и на каждого приходится 7,9 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Орске (12 кв.м.).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Крачун С.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения до исполнения возраста 23-х лет, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, установив наличие обстоятельств, предусмотренных пп.3 п.4 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при котором проживание истца в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, общей площадью менее учётной нормы, признается невозможным.
При этом суд учёл, что истцом соблюден установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, достиг возраста 18 лет и завершил обучение в образовательном учреждении.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Крачуна С.С. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья суд обоснованно с учётом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования в части возложения на администрацию г.Орска обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы жалобы на нарушение прав иных очередников, состоящих на учёте нуждающихся в жилом помещении, не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих факт невозможности проживания истца в жилом помещении, в котором истец зарегистрирован, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку из установленных судом обстоятельств следует, что истец обеспечен площадью жилого помещения менее учётной нормы, установленной в г.Орске, проживание истца в таком жилом помещении обоснованно признано судом невозможным.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 20 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.