Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Ившиной Т.В., Фединой Е.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Самигуллиной В. Г. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску Самигуллиной В. Г. к администрации г.Оренбурга о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения истца Самигуллиной В.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации г.Оренбурга Горшениной О.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Самигуллина В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Оренбурга о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование доводов указала, что с 06.10.1987 года она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в льготной очередности граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания. В настоящее время номер очередности 10. При обращении в администрацию г. Оренбурга для предоставления ей жилого помещения, Самигуллиной В.Г. было указано, что она имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, иной меры социальной поддержки гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005 года, законодательством для данной категории граждан не предусмотрено.
Считая отказ в предоставлении жилого помещения незаконным, истец Самигуллина В.Г. просила суд обязать администрацию муниципального образования "город Оренбург" предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующими нормами жилой площади.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Истцом Самигуллиной В.Г. на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит ее подлежащей удовлетворению, а решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 сентября 2015 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что согласно абзацу 2 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 28.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно ч. 8 указанной статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Правительством Оренбургской области принято постановление от 09.03.2006 года N 72-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок).
А, учитывая, что согласно пункту 5 Постановления Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года N 72-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" мера социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, проживающих в Оренбургской области, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляется только в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность, суд пришел к выводу о том, что истица не имеет право на предоставление жилого помещения, а только на получение субсидии.
Однако судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Самигуллина В.Г. с 06.10.1987 года состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в льготном списке "лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний". Номер очередности 10 по (адрес). Ранее государственная поддержка за счет средств федерального, областного, местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья ей не предоставлялась.
Самигуллина В.Г. в связи с нахождением в данной очереди обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении ей жилого помещения.
Ответом на обращение Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга от 25.12.2014 года Самигуллиной В.Г. было разъяснено право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья, как вставшей на учет до 01.01.2005 года.
Изложенные обстоятельства судом признаны основанием для вывода о том, что законодателем для граждан данной категории, вставших на учет до 01.01.2005 года, определена единственная форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем - социальная выплата на приобретение жилья, в связи с чем в удовлетворении иска Самигуллиной В.Г. было отказано.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации, так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, кроме установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Это судом первой инстанции учтено не было.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (часть 2 ст. 330 ГПК РФ) с вынесением нового решения - об удовлетворении исковых требований Самигуллиной В.Г.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Самигуллиной В. Г. удовлетворить. Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 15 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Самигуллиной В. Г. удовлетворить. Обязать администрацию г.Оренбурга предоставить Самигуллиной В. Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.