Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 декабря 2015 г. по делу N 33а-2686/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Цыбульника В.Е. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Постушковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2014 г., которым удовлетворены заявленные требования подполковника Циопы И.А. об оспаривании действий начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с порядком предоставления заявителю жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Зотова А.А. в обоснование апелляционной жалобы, правопреемников административного истца - Лескиной Е.А. и Лескина А.С., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
приказом командующего войсками "адрес" военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N Циопа И.А., имевший общую продолжительность военной службы более "данные изъяты" лет, зачислен в распоряжение командования в связи с проведением организационно-штатных мероприятий для последующего увольнения с военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Циопа И.А. принят на жилищный учет для обеспечения жилым помещением в "адрес".
Решениями начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N и N для обеспечения жилыми помещениями совместно с заявителем на соответствующий учет приняты его супруга и ее сын ( ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ Циопа И.А. обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением об изменении им формы обеспечения жильем на жилищную субсидию.
ДД.ММ.ГГГГ начальник управления жилищного обеспечения сообщил административному истцу, что для формирования реестра на включение его в качестве получателя жилищной субсидии необходимо представить следующие документы: рапорт о признании Циопы И.А. нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; выписку из протокола заседания жилищной комиссии о принятии его на жилищный учет; документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства; документы, подтверждающие место его фактического проживания; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений по договорам социального найма и (или) принадлежащим на праве собственности ему и членам его семьи; справку с мест работы членов семьи; справки о необеспеченности жилым помещением (согласно послужному списку); контракт о прохождении военной службы; справку о выслуге лет; справку о планируемом увольнении с военной службы; справку о составе семьи; нотариально заверенное согласие всех совершеннолетних членов семьи о сдаче занимаемого жилого помещения после предоставления жилищной субсидии, а также подать заявление в присутствии совершеннолетних членов семьи.
ДД.ММ.ГГГГ Циопа И.А. обратился с заявлением о перечислении жилищной субсидии, к которому приложил банковские реквизиты для перечисления денежных средств, однако начальником управления жилищного обеспечения решение о предоставлении заявителю жилищной субсидии не принято.
Циопа И.А. оспорил в судебном порядке бездействие начальника управления жилищного обеспечения, не рассмотревшего его заявление о предоставлении жилищной субсидии, а также сообщение этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представления вышеперечисленных документов. При этом заявитель просил суд возложить на начальника управления жилищного обеспечения обязанность по принятию решения о предоставлении ему жилищной субсидии.
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление удовлетворено в части признания незаконным бездействия начальника управления жилищного обеспечения и на него возложена обязанность по рассмотрению вопроса о предоставлении заявителю и членам его семьи жилищной субсидии.
Дополнительным решением суда от 5 мая 2015 г. истребование указанных в сообщении начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ документов признано незаконным. На административного ответчика возложена обязанность по рассмотрению вопроса об изменении в реестре формы обеспечения жилым помещением без предоставления указанных документов. В удовлетворении требований, связанных с нотариальным порядком удостоверения согласия о сдаче занимаемого жилого помещения, а также о включении Циопы И.А. в реестр на получение жилищной субсидии, судом отказано.
В апелляционной жалобе на решение суда административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Принятию решения о предоставлении заявителю жилищной субсидии должна предшествовать проверка обоснованности принятия его на жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ г. на основании положений приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно указаниям Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N проверке подлежат материалы жилищного дела Циопы И.А., переданные квартирно-эксплуатационными учреждениями при их реорганизации в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Кроме того, обязанность по предоставлению некоторых документов перед принятием решения о предоставлении жилого помещения возложена на военнослужащих, состоящих на жилищном учете, положениями приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. При проверке жилищного дела Циопы И.А. выявлено, что протокол заседания жилищной комиссии, которым он принят на жилищный учет, не имеет реквизитов и подписей. В жилищном деле также отсутствует обращение административного истца о принятии на учет для обеспечения жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, а также сведения, которые он в ДД.ММ.ГГГГ г. обязан был представить в жилищную комиссию для принятия на жилищный учет.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
С учетом изложенного, судебная коллегия, рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении решения о выплате военнослужащему, принятому на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, начальник управления жилищного вправе требовать лишь документы, необходимые для перечисления жилищной субсидии.
Однако с данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела видно, что Циопа И.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил военную службу на офицерских должностях. В ДД.ММ.ГГГГ г. он был принят и состоял на жилищном учете в ДД.ММ.ГГГГ района. В последующем материалы жилищного дела переданы в управление жилищного обеспечения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, жилищная субсидия является одной из форм реализации жилищного права военнослужащего.
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок), утвержден приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с п.п. N Порядка жилищная субсидия предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Следовательно, до принятия решения о предоставлении жилищной субсидии уполномоченный орган не только вправе, но и обязан проверить пакет документов, послуживших основанием для принятия решения о принятии гражданина на жилищный учет, и в случае неполноты этого пакета - предложить гражданину представить недостающие документы.
В соответствии с N Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, для принятия на жилищный учет военнослужащие вместе с заявлением представляют: копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции.
Пунктом N Инструкции, установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу.
Согласно N указанной выше Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в N настоящей Инструкции.
Выдачу аналогичных справок предусматривал и ранее действовавший Порядок, утвержденный приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с копией справки начальника ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ района ( "данные изъяты") Циопа И.А. в период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой площадью по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался. Однако сведений об обеспечении жильем в иные периоды военной службы (справок о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы, а в случае, если по прежнему месту службы жилое помещение не предоставлялось - о необеспеченности жилым помещением) в деле не имеется и административным истцом не представлено, равно как не представлено документов, свидетельствующих о невозможности получения таких сведений.
В связи с этим требование о предоставлении указанных документов является обоснованным.
Предоставление сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (далее - сведения), предусмотрено N Инструкции, т.е. не только при постановке на жилищный учет, но и на стадии предоставления жилого помещения.
Из материалов административного и учетного дела данных о том, что такие сведения административный истец представлял в управление жилищного обеспечения, не усматривается. Поэтому ему правомерно предложено представить указанные сведения.
В соответствии с N Инструкции информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок предоставляют кадровые органы Вооруженных Сил РФ. Поэтому требование начальником управления жилищного обеспечения от Циопы И.А. контракта о прохождении военной службы; справки о выслуге лет; справки о планируемом увольнении с военной службы; справки о составе семьи является незаконным.
Подача заявления о предоставлении субсидии в присутствии совершеннолетних членов семьи, предоставление нотариально заверенного согласия членов семьи о сдаче занимаемого жилого помещения после предоставления жилищной субсидии; документов, подтверждающих место фактического проживания; справок с мест работы членов семьи ни Инструкцией, ни Порядком не предусмотрено, поэтому требование административного ответчика об этом также является необоснованным. Кроме того, сведения об этом, а также документы, подтверждающие регистрацию административного истца по месту жительства, в материалах учетного дела имеются.
Что касается рапорта о принятии на жилищный учет и выписки из соответствующего протокола заседания жилищной комиссии, то они являются документами, подлежащими хранению в учетном деле военнослужащего, поэтому отсутствие их у жилищного органа по причинам, не связанным с действиями самого военнослужащего, не может препятствовать реализации им права на обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах решение суда и дополнительное решение суда подлежат отмене.
Вместе с тем, принимая во внимание, что ряд документов начальником управления жилищного обеспечения истребован от административного истца обоснованно, его требование о возложении на указанное должностное лицо обязанности принять решение о предоставлении жилищной субсидии является преждевременным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2014 г. и дополнительное решение того же суда от 5 мая 2015 г. по административному исковому заявлению Циопы И.А. отменить. Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Циопы И.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным требование начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о предоставлении Циопой И.А. рапорта о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; выписки из протокола заседания жилищной комиссии о принятии его на жилищный учет; документов, подтверждающих регистрацию его по месту жительства; документов, подтверждающих место фактического проживания; справок с мест работы членов семьи; контракта о прохождении военной службы; справки о выслуге лет; справки о планируемом увольнении с военной службы; справки о составе семьи; нотариально заверенного согласия членов семьи о сдаче занимаемого жилого помещения после предоставления жилищной субсидии, а также о подаче заявления о предоставлении жилищной субсидии в присутствии совершеннолетних членов семьи.
Обязать начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ отозвать требование о предоставлении Циопой И.А. указанных сведений и документов.
В удовлетворении административного искового заявления Циопы И.А. в части оспаривания им требований начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи; справок о необеспеченности жилым помещением (согласно послужному списку), а также о возложении на указанное должностное лицо обязанности по принятию решения о предоставлении заявителю жилищной субсидии, отказать.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.