Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Кунгаа Т.В., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по исковому заявлению М. к Управлению труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, дополнительного включения в Федеральный реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учете до 01 января 2005 года, по апелляционной жалобе истца М. на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 24 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец М. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва, указав, что является ветераном боевых действий, о чем имеет удостоверение от 29 октября 2004 года. После военной службы в ноябре 2004 года возвратился домой в село Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского района, где в то время проживал и был прописан. В декабре 2004 года он сдал документы в Пенсионный фонд Дзун-Хемчикского района РТ для получения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и в Управление труда и социального развития в отдел ветеранов для постановки в очередь по получению жилья. Однако, ему в то время никакой расписки на руки в доказательство того, что он сдал документы и встал на учет, не выдали. ЕДВ как ветеран боевых действий он начал получать с 01 января 2005 года. С 2006 по 2008 годы снова служил по контракту в горячих точках военных конфликтов, о чем свидетельствуют его награды, полученные во время службы, и военный билет. В 2008 году приехал домой, начал скитаться по разным домам. По приезду в г.Чадан, в отделе ветеранов он узнавал про свою очередь для получения жилья, так как собственного жилья у него не было, однако его документов не оказалось. Специалисты разъяснили ему, что в связи с тем, что при перерегистрации очереди он не явился, его сняли с учета. Считает, что по вине безответственных и халатных специалистов отдела ветеранов его документы в списке лиц, нуждающихся в жилье, не оказались, что нарушило его право на получение жилого помещения в льготном порядке. В 2010 году он обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва для того, чтобы узнать, положены ли ему как ветерану боевых действий жилищные субсидии на приобретение жилья. Специалистами отдела ветеранов ему дан ответ, что он в Едином Федеральном реестре лиц, нуждающихся в жилье и вставших на учет до 01 января 2005 года, не числится. Вместе с тем, специалисты Министерства, проверив его документы и удостоверение, сообщили ему, что по срокам он подпадает под действие постановления Правительства Республики Тыва об обеспечении жильем ветеранов, но в поданном списке - реестре Дзун-Хемчикского района его не оказалось. В связи с чем ему опять отказали. В 2013 году он женился, у него родился сын, прописан и проживает в доме тещи в п.Сукпак, поэтому остро встал жилищный вопрос. С 2014 года вместе с семьей начали писать в разные инстанции о сложившейся ситуации. В июне 2015 года письменно обратился в Управление труда и социального развития Дзун-Хемчикского района. Все специалисты, в том числе руководитель, сообщили ему, что в те годы они не работали, ничего не знают, не могут ответить за работу других специалистов. 15 июня 2015 года он получил от ответчика ответ, где не указаны фактические причины невключения его в реестр лиц, нуждающихся в жилье. Просил признать его нуждающимся в жилье, обязать Управление труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва включить его дополнительно в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, который перенаправить в Министерство труда и социального развития Республики Тыва для дополнительного включения в Федеральный реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учете до 01 января 2005 года.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 24 августа 2015 года в удовлетворении иска М. отказано полностью.
В апелляционной жалобе истец М. находит решение суда незаконным, указывая на то, что судом не учтены фактические обстоятельства дела, вывод суда о том, что истцом не представлено доказательств обращения до 01 января 2005 года с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий в Управление труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва, является необоснованным, поскольку им представлены все возможные прямые и косвенные доказательства его обращения. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, истец М. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", бессрочно, что подтверждается удостоверением серии N от 29.10.2004 года.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно справке Министерства внутренних дел Республики Тыва от 23 сентября 2014 года, М. действительно является ветераном боевых действий, согласно приказу N от 31.07.2003 года должность 1 войсковой части N о денежном вознаграждении военнослужащих за участие в проведении КТО на территории СКР РФ.
Из справки УПФР в г.Кызыле Республики Тыва от 19 июня 2015 года N следует, что истец М. состоит на учете в УПФР в г.Кызыле и ему установлена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005 года (бессрочно), основание: пп.1-4 п.1 ст.3 ФЗ N5.
Согласно ответу должность 2 Управления труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва от 08 июня 2015 года, адресованному истцу М., на основании постановления Правительства Республики Тыва от 16.05.2006 года N621 для предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья истцу необходимо было встать на учет до 1 января 2005 года. В связи с тем, что до 1 января 2005 года регистрация истца была в с.Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского района, он должен был подать заявление с необходимыми документами в письменной форме в Управление труда и социального развития Дзун-Хемчикского района. В списке, отправленном для включения в Федеральный реестр лиц, нуждающихся в жилье, вставших на учет до 01 января 2005 года, М. не числится.
Из ответа Управления труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва от 15 июля 2015 года на судебный запрос видно, что истец М. в Федеральный реестр лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 2005 года, не включен, так как не сдавал все необходимые документы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств его обращения до 01 января 2005 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда мотивированными, подтвержденными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не учтены доказательства, подтверждающие обращение истца в ноябре-декабре 2004 года в отдел военного комиссариата по Дзун-Хемчикскому району РТ, в отдел внутренних дел Дзун-Хемчикского района РТ за получением паспорта, в Управление Пенсионного фонда РТ в Дзун-Хемчикском районе РТ за получением ежемесячной денежной выплаты ветерана боевых действий, в администрацию Дзун-Хемчикского района РТ за получением характеристики для поступления в высшее учебное заведение, в Дзун-Хемчикскую центральную кожуунную больницу для прохождения медосвидетельствования, являются несостоятельными, поскольку обращение истца в вышеуказанные учреждения не подтверждает факт обращения истца до 01 января 2005 года с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий в Управление труда и социального развития Дзун-Хемчикского района Республики Тыва.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.