Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Алябьева Д.Н.,
судей Станковой Е.А., Бабайцевой Е.А.,
при секретаре Ворониной В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "" Ольховского муниципального района Волгоградской области, Администрации Ольховского района Волгоградской области, отделу образования администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необорудовании здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения, возложении обязанности по финансированию и установлению системой видеонаблюдения
по апелляционной жалобе ответчика администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Ольховского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области и отдела по образованию администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в необорудовании здания Муниципальному бюджетному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "" Ольховского муниципального района Волгоградской области системой видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "" Ольховского муниципального района "адрес" в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения.
Обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "" Ольховского муниципального района Волгоградской области для выполнения мероприятий по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав прокурора., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "" Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... ""), отделу образования администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой видео наблюдения.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "", расположенном по адресу: "адрес"А выявлены нарушения действующего законодательства, в учреждении отсутствует система видеонаблюдения, необходимого для комплексной безопасности, антитеррористической защищенности, образовательного учреждения, общего контроля, пресечения правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области и отдела по образованию администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в необорудовании здания МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Ольховская прогимназия", системой видеонаблюдения, обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение " " ... "" Ольховского муниципального района Волгоградской области в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения. Обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... ""), МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Ольховская прогимназия" для выполнения мероприятий по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, ответчик администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления в части удовлетворения требований о признании бездействия муниципального органа, и принятии нового решения по делу, в обоснование жалобы ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры, возражавшую по доводам жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пп. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Ольховского района Волгоградской области в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "", расположенном по адресу: "адрес" была проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и установлено отсутствие системы видеонаблюдения.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией акта обследования состояния объекта и прилегающей территории на предмет технической и антитеррористической укрепленности, а также не оспаривались сторонами.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения. В свою очередь, финансирование данного мероприятия должно осуществляться органом местного самоуправления.
Поскольку МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... " расположенный по адресу: "адрес"А, является образовательной организацией, однако, в ней отсутствует система видеонаблюдения, суд пришёл к выводу о возложении обязанности на образовательную организацию - по оборудованию, на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области- по обеспечению оборудования здания школы системой видеонаблюдения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Согласно п.п. 1.6, 1.7. Устава МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "", расположенном по адресу: "адрес"А её учредителем является муниципальное образование - администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области, уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя является отдел по образованию Администрации Ольховского муниципального района.
Из приведённых норм права и положений Устава детского сада следует, что орган местного самоуправления - администрация муниципального района - обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.
Осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчиков по необорудованию здания МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста " " ... "", расположенный по адресу: "адрес"А, системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию здания дошкольного учреждения системой видеонаблюдения соответствуют требованиям пунктам 2, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", следовательно, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Надлежащим ответчиком по данному делу, наряду с образовательной организацией, выступает администрация Ольховского района Волгоградской области, которая, является органом местного самоуправления, в соответствии со ст. 125 ГК РФ, при этом, в силу вышеуказанных норм права, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по финансированию мероприятий в области противодействия терроризму.
Доводы жалобы о том, что администрация Ольховского района Волгоградской области не имеет возможности исполнить решение суда, так как необходимость соблюдения процедуры внесения изменений в бюджет с целью выделения денежных средств для исполнения требований предписаний не является обстоятельством, свидетельствующим о невозможности возложения на администрацию городского округа обязанности осуществлять финансирование.
Иные доводы жалобы основаны на неправильном толковании приведённых выше норм материального права и не являются основаниями к отмене правильного по существу решения суда, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.