Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.,
судей Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.,
при секретаре Князевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Киржева С. А. к ГУ МВД России по Волгоградской области, УМВД России по городу Волгограду о признании права на назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
по апелляционной жалобе истца - Киржева С. А.
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 сентября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Киржева С. А. к ГУ МВД России по Волгоградской области, УМВД России по городу Волгограду о признании права на назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности на УМВД России по городу Волгограду назначить Киржеву С. А. пенсию за выслугу лет - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киржев С.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Волгоградской области, УМВД России по городу Волгограду о признании права на назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
В обоснование исковых требований указал, что в феврале 2015 года он обратился в кадровое подразделение ОП N " ... " УМВД России по г. Волгограду с заявлением о подготовке и направлении в Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Волгоградской области документов на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 7 Инструкции организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ. Письмом N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по г. Волгограду в назначении пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью стажа. Полагает, что решение об отказе в назначении ему пенсии является незаконным.
Так, согласно трудовой книжки истца выслуга лет на службе в органах внутренних дел составляет 14 лет 10 месяцев 28 дней. Кроме того, согласно записям в военном билете истца и справкам Центрального архива МО РФ срок службы истца на территории Демократической республики Афганистан в период боевых действий составил 1 год, 6 месяцев, 10 дней, что в льготном исчислении составляет 4 года, 6 месяцев, 30 дней. Итого общая выслуга истца на военной службе составляет 20 лет, 9 дней.
С учётом уточнённых исковых требований Киржев С.А. просил суд признать право на назначение пенсии за выслугу лет, обязать УМВД России по г. Волгограду назначить ему пенсию за выслугу лет.
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, истец Киржев С.А., обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, в обоснование жалобы ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Возражая по доводам жалобы, представитель ответчика УМВД России по г.Волгограду - Докимук Н.С., считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Возражая по доводам жалобы, представитель ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области - Косяченко И.В., считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца - Усачева Д.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика УМВД России по г.Волгограду - Рунаева Р.Ю., представителя ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области - Косяченко И.В., возражавших против доводов жалобы, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Служба в органах внутренних дел - особый вид государственной службы. Органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
С учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, регулируются специальным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01 января 2012 года), Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 года (утратило силу 01 января 2012 года), Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Киржев С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 05 лет 03 месяца 03 дня) и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08 лет 10 месяцев 04 дня) проходил службу в органах внутренних дел. На дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ ему была рассчитана выслуга лет в льготном исчислении - 16 лет 04 месяца 23 дня.
Киржев С.А., обратился в УМВД России по г.Волгограду с заявлением о пересчете выслуги лет и назначении ему пенсии.
Письмом УМВД России по г.Волгограду от ДД.ММ.ГГГГ за N " ... " в удовлетворении заявления было отказано.
Судом также было установлено, что Киржев С.А. приговором Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а" " ... " УК РФ и ему назначено наказание в виде " ... " лет лишения свободы с содержанием в колонии " ... ", с лишением занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах сроком на " ... " года. Меру пресечения, избранную в отношении Киржева С.А. содержание под стражей с ДД.ММ.ГГГГ не изменять.
Согласно статье 63 Постановления Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 года, действующего на момент увольнения Киржева С.А., пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Гарантии при увольнении сотрудников органов внутренних дел, в том числе условия выплаты и размер единовременного пособия определены Федеральным законом РФ от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия. При этом, указанная предусматривает единый порядок исчисления стажа (выслуги лет) в органах внутренних дел для различных целей, связанных как с прохождением службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, так и при назначении пенсии за выслугу лет и представление иных социальных пособий.
Применение Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу 1 января 2012 года, регламентировано ст. 96 названного Федерального закона. Частью 1 указанной статьи установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
До 1 января 2012 года порядок исчисления для выслуги лет регулировались постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Расчет выслуги лет сотрудников органов внутренних дел производился по п. 1 Постановления от 22 сентября 1993 года N 941, которым, предусмотрен исчерпывающий перечень периодов, и не предусмотрена возможность включения в выслугу лет для выплаты единовременного пособия времени нахождения сотрудника под стражей.
Согласно п. 3 Постановления N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предусмотрено засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца время время участия военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), в боевых операциях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В силу статьи 18 указанного Федерального закона в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время отбывания наказания и содержания под стражей лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что как ранее, так и в настоящее время, включение в выслугу лет сотрудника органов внутренних дел периода нахождения под стражей, ввиду привлечения к обоснованному уголовному преследовании, не предусмотрено.
Как правильно отметил суд первой инстанции, несостоятельными являются доводы стороны истца о том, что в общий стаж необходимо засчитывать период по день вынесения приказа об увольнении N " ... " Киржева С.А. из ОВД от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку Киржевым С.А. служебные обязанности в период нахождения под стражей с ДД.ММ.ГГГГ не исполнялись и не могут быть засчитаны в общий стаж выслуги лет.
Из военного билета Киржева С.А. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... "; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... " принимал участие в боевых действиях; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... " сведений об участии в боевых действиях не имеется; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... " принимал участие в боевых действиях; с ДД.ММ.ГГГГ убыл в распоряжение " ... "; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... " участвовал в боевых действиях; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч участвовал в боевых действиях; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений об участии в боевых действия не имеется.
И поскольку выслуга лет Киржева С.А. составляет 18 лет 09 месяцев 22 дня основания для назначения пенсии за выслугу лет по линии МВД, отсутствуют.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Киржеву С.А. является правильным.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства. Оснований сомневаться в правильности оценки судом первой инстанции доказательств, имеющихся в материалах дела, у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд неправомерно принял в качестве доказательства представленную стороной ответчика копию приговора Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 08.07.2010 года надлежащим образом незаверенную, не опровергает выводы суда. Данный документ оформлен надлежащим образом, его оценка осуществлена судом первой инстанции в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки данных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопреки доводам жалобы, содержание указанного документа согласуется с иными доказательствами, исследованными судом, и каких-либо противоречий в них нет. Само по себе непредставление оригинала документа основанием для признания документа подложным не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 сентября 2015 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу истца Киржева С. А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.