Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Волгограда в интересах неопределённого круга лиц, ФИО к администрации г. Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании изъять жилые помещение, принять меры к изъятию земельного участка, переселению граждан из аварийного многоквартирного дома "адрес"
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 5 октября 2015 года, которым постановлено:
Административный иск прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, ФИО к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании изъять жилые помещения, принять меры к изъятию земельного участка, переселению граждан из аварийного многоквартирного дома "адрес" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанностей по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в признанном аварийным многоквартирном доме "адрес", по изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме "адрес", по изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом "адрес"
Обязать администрацию Волгограда предоставить ФИО на состав семьи 3 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное квартирам "адрес", общей площадью не менее 52,2 кв.м.
Обязать администрацию Волгограда изъять земельный участок, расположенный под многоквартирным домом "адрес", для муниципальных нужд.
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры "адрес" общей площадью 22,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 32,7 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/2 доли ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес" общей площадью 32 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/3 доли ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 32,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/4 доли ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 32,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/3 доли ФИО
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волгограда обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, ФИО к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании изъять жилые помещения, принять меры к изъятию земельного участка, переселению граждан из аварийного многоквартирного дома "адрес", указывая на то, что прокуратурой Волгограда по обращению жителей многоквартирного дома "адрес" проведена проверка исполнения жилищного законодательства, при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в деятельности администрации Волгограда, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Волгограда от 21 ноября 2013 года N 1921 утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от 24 октября 2012 года о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома "адрес". Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 05 августа 2013 года N335 утверждены списки граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме. В установленный срок мероприятия по сносу не произведены, что является основанием для принятия администрацией Волгограда мер по изъятию жилых помещений и земельного участка, расположенного под многоквартирным домом для муниципальных нужд. Однако администрацией Волгограда мер по выкупу жилых помещений или предоставлению равнозначных жилых помещений собственникам помещений в указанном доме не принято до настоящего времени. Бездействие администрации Волгограда нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанном аварийным.
Сославшись на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанностей по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в признанном аварийным многоквартирном доме "адрес" по изъятию жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме "адрес", по изъятию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом "адрес"
Обязать администрацию Волгограда предоставить ФИО на состав семьи 3 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное квартирам N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью не менее 52,2 кв.м.
Обязать администрацию Волгограда изъять земельный участок, расположенный под многоквартирным домом N " ... " "адрес", для муниципальных нужд.
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 22,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес" общей площадью 32,7 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/2 доли ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 32 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/3 доли ФИО.
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 32,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/4 доли ФИО
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии квартиры N " ... " в многоквартирном доме "адрес", общей площадью 32,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности по 1/3 доли ФИО
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель администрации Волгограда обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных прокурором Волгограда требований. В обоснование жалобы указано на то, что судом неверно дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для решения спора. Судом не учтено, что администрацией утверждены списки граждан, проживающих в аварийном доме и сроки их переселения. Администрацией Волгограда в соответствии с долгосрочной областной целевой программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2014-2020 годах" аварийный жилой дом "адрес" включён в перечень расселяемого жилья в рамках указанной программы. При таких обстоятельствах, незаконное бездействие администрации отсутствует.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьи 308 КАС РФ в полном объёме, проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Фарсяна В.В. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По правилам ст. 86, ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Нормами ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 3 ст. 32 ЖК РФ решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Волгограда от 21 ноября 2013 года N 1921 утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от 24 октября 2012 года о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома "адрес"
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 5 августа 2013 года N 335 утверждены списки граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу указанного многоквартирного дома.
Исходя из вышеприведённых норм, администрация обязана выселить жителей дома из занимаемых помещений по договорам социального найма и предоставить им благоустроенные жилые помещения на условиях заключения договора социального найма равнозначные ранее занимаемым, а переселение граждан-собственников жилых помещений из указанного дома должно быть произведено ответчиком с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ.
Как установлено судом, на протяжении длительного времени, а именно с 2013 года ответчиком не принято мер к переселению граждан, занимающих жилое помещение на условиях социального найма, из аварийного жилья. До настоящего времени администрацией Волгограда не принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, а также решение об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности.
Учитывая приведённое выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении иска прокурора о признания незаконным бездействия администрации Волгограда, выраженного в неисполнении обязанностей по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в вышеуказанном жилом доме и по изъятию в нем жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также изъятию земельного участка.
Разрешая возникший спор, суд, правильно определилкруг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам. Выводы суда первой инстанции мотивированы и последовательны. Они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией начнется переселение граждан из аварийного жилья с 2018 года в рамках подпрограммы "Переселение граждан, проживающих в г. Волгограде" не влияет на правильность принятого решения, поскольку права граждан на безопасные условия проживания не должны ставиться в зависимость от сроков, установленных Программой.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому также признаются судебной коллегией несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 5 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского областного суда И.Б.Балашова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.