Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Журавлева Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения, возложении обязанности включить спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи тяжелыми условиями труда и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N400 "О страховых пенсиях" с учетом норм статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением начальника управления от 25 июня 2015 г. "N" в назначении пенсии отказано из-за отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Требуется 6 лет, имеется 3 года 7 месяцев 1 день. В специальный стаж не засчитан период работы с 03 ноября 1983 г. по 11 мая 1986 г. в качестве контролера материалов и работ в литейном производстве по 3 и 4 разрядам в "данные изъяты"
С решением пенсионного органа не согласна, поскольку спорный период работы подтвержден записями в трудовой книжке, справками, уточняющими характер работы, а также иными документами. Кроме того, она была занята полный рабочий день, а справка была составлена на основании приказа о приеме, переводе, присвоении стажа, личной карточки формы Т-2, платежной ведомости, технологической карты.
Просила с учетом уточнений признать незаконными и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 25 июня 2015 г. в части отказа Журавлевой Н.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с частью первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 "О страховых пенсиях" с учетом норм статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ответчика включить Журавлевой Н.А. в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы с 03 ноября 1983 г. по 11 мая 1986 г. в качестве контролера материалов и работ в литейном производстве по 3 и 4 разряду в "данные изъяты"
Обязать ответчика назначить Журавлевой Н.А. страховую пенсию по старости по нормам части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 "О страховых пенсиях" с учетом норм статьи 34 Федерального закона N1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 13 июля 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г. исковые требования Журавлевой Н.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. с решением суда не согласен, считает его подлежащем отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж ввиду отсутствия документов, подтверждающих занятость истицы в течение полного рабочего дня. Выражает несогласие с заключением государственной экспертизы условий труда, поскольку отсутствуют документы, на основании которых можно однозначно придти к выводу о характере работы истца в оспариваемый период работы. Заключение эксперта не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Капитонова А.И. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить.
В судебном заседании истица Журавлева Н.А. с апелляционной жалобой представителя ответчика не согласилась и просила в её удовлетворении отказать..
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, 15 июня 2015 г. Журавлева Н.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 25 июня 2015 г. Журавлевой Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 г. N400-Ф3 "О страховых пенсиях" с учетом норм статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 6 лет, а имеется 3 года 07 месяцев 1 день.
В специальный стаж не включен период работы: с 03 ноября 1983 г. по 11 мая 1986 г. в качестве контролера материалов и работ в литейном производстве по 3 разряду в "данные изъяты", поскольку согласно Списка N2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, Раздел XIV "Металлообработка", позиция 2150100а-12936, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 предусмотрена профессия "контролеры в литейном производстве, занятые на участках плавки, заливки (разливки) металл, выбивки и обрубки литья". Документально не подтверждена полная занятость на вышеуказанных участках.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного органа.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочно страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 с изменениями от 9 августа 1991 г. разделом XIV "Металлообработка", подразделом 1 "Литейное производство" позицией 2150100а-12936 правом на льготную пенсию предусмотрена профессия "контролер в литейном производстве, занятый на участках плавки, заливки (разливки) металла, выбивки и обрубки литья".
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня".
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Из записей в трудовой книжке на имя Журавлевой Н.А. следует, что согласно приказу N160 от 01 ноября 1983 г. она принята 03 ноября 1983 г. на "данные изъяты" контролером материалов и работ в литейном производстве по 3 разряду в "данные изъяты"
06 мая 1984 г. переведена контролером материалов и работ в литейном производстве по 4 разряду в том же цехе (запись N2).
15 июня 1984 г. присвоен четвертый разряд контролера материалов и работ в литейном производстве.
11 мая 1986 г. уволена с завода по собственному желанию.
Разрешая исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что в оспариваемый период трудовой деятельности истица Журавлева Н.А. работала в должности контролера в литейном производстве, занятого на участках плавки, заливки (разливки) металла, выбивки и обрубки литья, соответственно ее работа соответствовала тяжелым условиям труда и входит в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, что подтверждается представленными доказательствами.
Работа Журавлевой Н.А. в должности контролера в литейном производстве, занятом на участках плавки, заливки (разливки) металла, выбивки и обрубки литья, подтверждается архивными справками ГКАУ "Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия" от 10 января 2014 г. NЖ-89 и NЖ-90, личной карточкой формы Т-2, справкой "данные изъяты" N164 от 03 декабря 2001 г.
Согласно Распоряжению по "данные изъяты" от 22 марта 1990 г. N356 плавильный участок, формовочный участок, стержневой участок, термический участок, обрубной участок литейного цеха N2 отнесены к горячим участкам.
Из заключения "N" государственной экспертизы условий труда от 19 августа 2015 г. следует, что условия труда Журавлевой Н.А. в период ее работы в должности контролера материалов и работ в литейном производстве по 3 и 4 разряду в "данные изъяты" с 03 ноября 1983 г. по 11 мая 1986 г. относятся к особым условиям труда.
При этом характер выполняемых Журавлевой Н.А. работ в период с 03 ноября 1983 г. по 11 мая 1986 г. в качестве контролера материалов и работ в литейном производстве по 3 и 4 разряду в "данные изъяты" соответствует характеристике работ по профессии "контролеры в литейном производстве, занятые на участках плавки, заливки (разливки) металла, выбивки и обрубки литья" предусмотренной Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 (раздел "Металлообработка", подразделение 1 "Литейное производство", позицией 21501100а-12936).
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателей и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года N 33) пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582, входит "адрес".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истица Журавлева Н.А. работала в "данные изъяты" на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы, справкой "данные изъяты"
Таким образом, согласно положениям статьи 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 г. Журавлева Н.А. имеет право на снижение пенсионного возраста.
Приняв во внимание, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста за работу в зоне радиоактивного загрязнения, и с учетом включенного спорного периода, суд первой инстанции правомерно указал, что Журавлевой Н.А. страховая пенсия по старости должна быть назначена с 13 июля 2015 г.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно разрешилвозникший спор, удовлетворив исковые требования.
Суд обоснованно принял приведенное выше заключение государственной экспертизы условий труда Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения "N" от 19 августа 2015 г., как достоверное, обоснованное, соответствующее иным материалам дела, объективно отражающим фактические условия труда истицы.
В связи с чем, несогласие ответчика с заключением государственной экспертизы условий труда не влечет отмену правильно постановленного судебного акта.
Иные доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истице в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.