Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Михеева О.С.
при секретаре Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Пролетарского района г. Саранска обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и валежной древесины на территории городского леса (Пролетарского лесопарка).
В обоснование требований указал, что на территории городского леса (Пролетарского лесопарка) имеются свалки бытовых отходов и валежной древесины: общей площадью 5 кв.м, расположенная на опушке леса, в лесополосе, в 20 метрах на юго-восток от здания Ледовой арены по пр. 60 лет Октября, д. 2/3 г. Саранска; общей площадью 36 кв.м., расположенная в лесополосе в 55 метрах на юго - восток от многоквартирного жилого дома N 6/6 по пр. 60 лет Октября г. Саранска.
Административный истец утверждал, что Администрация городского округа Саранск, являясь исполнительно -распорядительным органом муниципального образования в нарушение положений статей 51, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, лесохозяйственного регламента муниципальных лесов городского округа Саранск, утверждённого решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 июля 2010 г. N588, санитарно-оздоровительные мероприятия в городском лесу - Пролетарском лесопарке не проводит, должные меры по охране городского леса от захламления и загрязнения не принимает. Размещение отходов на территории Пролетарского лесопарка ведёт к снижению его санитарно -гигиенических характеристик, повреждению лесной растительности, ухудшению питания деревьев, их ослаблению и как следствие к ухудшению экологической обстановки и нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г. административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что Администрация городского округа Саранск не нарушала нормы действующего законодательства, а также положения, закреплённые в Уставе городского округа, исполняются надлежащим образом. Полагает, что надлежащим ответчиком является казённое учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", которое наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок. Обращает внимание на недостаточность денежных средств, запланированных в расходных статьях бюджета городского округа Саранска на 2015 год на содержание дорог, тротуаров, зелёных зон. Необходимостью проведения торгов на закупку работ по ликвидации несанкционированной свалки, обосновывает утверждение о реальности исполнения оспариваемого решения суда не ранее 01 июля 2016 г.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Пролетарского района г. Саранска Терентьева Т.П., указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Дело возникло из публичных правоотношений, в апелляционном порядке не рассмотрено до 15 сентября 2015 г. и на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебное заседание административный ответчик Администрация городского округа Саранск, заинтересованное лицо казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 июля 2010 г. N 588 утверждён Лесохозяйственный регламент муниципальных лесов городского округа Саранск, в силу разделов 1.1.1, 1.1.5 которого все лесные участки муниципального леса, в том числе Пролетарский лесопарк, по целевому назначению отнесены к защитным лесам, категория - городские леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. Городские леса выполняют функции улучшения санитарно-гигиенического состояния воздушной среды города, используются для отдыха населения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 24 августа 2015 г. прокуратурой Пролетарского района г. Саранска проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории городского леса - Пролетарского лесопарка имеются свалки бытовых отходов и захламленность (пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковая и бумажная упаковка от продуктов питания, валежная древесина: свалка бытовых отходов и валежной древесины общей площадью 5 кв.м., расположенная на опушке леса, в лесопарке, в 20 метрах на юго-восток от здания Ледовой арены по пр. 60 лет Октября, д. 2/3 г. Саранска; свалка бытовых отходов и валежной древесины общей площадью 36 кв.м., расположенная в лесопарке в 55 метрах на юго-восток от многоквартирного жилого дома N 6/6 по пр. 60 лет Октября г. Саранска.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Суд первой инстанции согласился с тем, что наличие несанкционированных свалок нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц - жителей городского округа Саранск на благоприятную окружающую среду, а также сделал вывод о доказанности факта непринятия административным ответчиком мер по ликвидации несанкционированной свалки, в то время как именно на орган местного самоуправления действующим законодательством возложена обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие городской администрации, не принимающей меры по ликвидации несанкционированной свалки, и обоснованно обязал административного ответчика ликвидировать несанкционированную свалку.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьей 51 и 84 Лесного кодекса Российской Федерации и Устава городского округа Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 77, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Саранск осуществляется в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий в городском лесу, относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции соответствующим нормам материального права, подлежащим применению, при регулировании спорных правоотношений и основанным на обстоятельствах, установленных по делу.
В данном случае несанкционированные свалки находятся на территории городского округа Саранск, а, следовательно, организация ликвидации несанкционированной свалки относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком является казённое учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", которое наделено полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, отклоняются.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
К тому же в силу положений статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
Поэтому в случае неисполнения обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на соответствующий орган местного самоуправления может быть возложена обязанность ликвидации несанкционированной свалки, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Соответственно, Администрация городского округа Саранск, обладающая на территории городского округа полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и не принявшая меры по ликвидации несанкционированной свалки, является надлежащим ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежных средств, предусмотренных в бюджете городского округа Саранска на 2015 год на содержание дорог, тротуаров, зелёной зоны, не достаточно, также отклоняются.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимо провести торги, что потребует определённое время для ликвидации несанкционированной свалки, также отклоняются.
Эти доводы апелляционной жалобы о незаконности или необоснованности решения суда не свидетельствуют, а при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, городская администрация вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда в порядке, предусмотренном статьёй 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированной свалки ранее 01 июля 2016 г. невозможна, также отклоняются.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суд вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.