Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 18 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Назаркина Инесса Павловна при секретаре судебного заседания Косолаповой Анне Александровне, рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Ивойловой Алины Сергеевны на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 25 сентября 2015 г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 12 ноября 2015 г., вынесенные в отношении Ивойловой Алины Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 25 сентября 2015 г. N284 специалист - эксперт отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия Ивойлова А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
09 октября 2015 г. Ивойлова А.С. подала в Ленинский районный суд Республики Мордовия жалобу на указанное постановление.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 12 ноября 2015 г. постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Ивойловой А.С.- без удовлетворения.
Ивойлова А.С. подала в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на вышеуказанное решение судьи районного суда, приведя по существу доводы о том, что не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно её беременность в момент совершения административного правонарушения, наличие в настоящее время на иждивении малолетнего ребёнка, неблагоприятное имущественное положение. Указывает, что в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание на пособия граждан, имеющих детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов Российской Федерации. Считает, что совершённое ею административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не причинило вреда интересам общества и государства, а значит, является малозначительным, в связи с чем, она должна быть освобождена от административной ответственности. Кроме того, назначенное административное наказание явно несоразмерно характеру правонарушения, совершённого ею не умышленно, и впервые. Не согласна с выводами судьи о том, что она является должностным лицом в том понятии, которое определено статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в соответствии с её должностным регламентом специалиста - эксперта отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия - выполнение организационно - распорядительных или административно-хозяйственных функций не входит в ее обязанности. Указывает, что судьёй не дана оценка тому обстоятельству, что в настоящее время соблюдение должностными лицами территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия требований законодательства о закупках для государственных нужд Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия по заявлению УФМС России по Республике Мордовия является предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Мордовия по заявлению УФМС России. В этой связи полагает, что до завершения судебной оценки законности указанной проверки оценка её действий преждевременна и вопрос о наличии оснований для привлечения её к ответственности подлежит разрешению после завершения соответствующего спора. Ссылается на то, что на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Мордовия срок давности привлечения её к ответственности истечёт. По данным основаниям просила решение судьи отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить её жалобу.
Заслушав Ивойлову А.С., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу постановление должностного лица и решение судьи, подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действие (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения
В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 14 августа 2015 г. специалистом - экспертом отдела контроля закупок Мордовского УФАС России Кочетковым В.В., Ивойловой А.С. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
На основании акта выездной проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия по проверке заказчика - Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия при проведении аукциона в электронной форме N "данные изъяты" на оказание услуг по организации ежедневного трёхразового горячего питания для лиц, содержащихся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Мордовия (на правах обособленного отдела), установлено, что извещение и документация о проведении аукциона размещены на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru 28 ноября 2014 г. и одновременно на сайте http.//www.sberbank-ast.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта: "данные изъяты" рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.12.2014 10: 00.
Дата проведения аукциона: 12.12.2014.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, срок приёма заявок в аукционе был сокращён, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Документация об аукционе подготовлена и размещена специалистом-экспертом отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия Ивойловой А.С.
Согласно части 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Указанная норма предусматривает административную ответственность исключительно для должностных лиц.
Из материалов дела следует, что Ивойлова А.С. принята на должность специалиста-эксперта отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия 25 августа 2014 г. и согласно должностному регламенту на неё возложено обязанность по подготовке и размещению документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ (пункт 3.2.4 должностного регламента).
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица в случае совершения административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32 несут административную ответственность, как должностные лица.
Из буквального толкования изложенной нормы следует, что к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностные лица могут быть привлечены руководители и другие работники организаций в случае совершения административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Из должностного регламента специалиста-эксперта отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия, утверждённого 26 августа 2014 г., не следует, что Ивойлова А.С. осуществляла организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Кроме этого, на момент совершения административного правонарушения 28 ноября 2014 г. Ивойлова А.С. не являлась ни контрактным управляющим, ни работником контрактной службы УФМС России по Республике Мордовия, что подтверждается представленными по запросу судьи Верховного Суда Республики Мордовия из УФМС России по Республике Мордовия информацией и документами.
Приказом начальника УФМС России по Республике Мордовия от 21 января 2014 г N10 создана контрактная служба УФМС России по Республике Мордовия, утверждён её состав и Положение о ней.
Ивойлова А.С. в состав контрактной службы не вошла, поскольку была принята на должность специалиста-эксперта отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия 25 августа 2014 г.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пункту 1.10.8 Положения о контрактной службе УФМС России по Республике Мордовия осуществление подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов относится к функциям и полномочиям контрактной службы.
Из ответа УФМС России по Республике Мордовия от 15 декабря 2015 г. на запрос суда следует, что в приказ УФМС России по Республике Мордовия от 21 января 2014 г N10 "О создании контрактной службы" в период с 26 января 2015 г. по 28 ноября 2014 г. изменения по составу работников контрактной службы не вносились.
Таким образом, Ивойлова А.С. привлечена к административной ответственности необоснованно, так как не является в данной ситуации по смыслу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, что исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 25 сентября 2015 г. N284 о назначении административного наказания и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 ноября 2015 г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решила:
жалобу Ивойловой Алины Сергеевны удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 25 сентября 2015 г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 12 ноября 2015 г., вынесенные в отношении специалиста - эксперта отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Республике Мордовия Ивойловой Алины Сергеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.