Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Теплова И.П., Вахониной А.М.,
при секретаре Сошиловой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области по доверенности Козлякова Г.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 сентября 2015 года, которым признан незаконным и не порождающим правовых последствий приказ первого заместителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области N ... - N ... от "ДАТА" об увольнении Хомякова Е.л..
Хомяков Евгений Леонидович восстановлен на службе в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Вологодской области" в должности начальника центра с "ДАТА".
Решение в части восстановления Хомякова Е.л. в должности начальника центра Федерального государственного бюджетного учреждения "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Вологодской области" с "ДАТА" обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Лавренко М.Э., представителя Хомякова Е.Л по доверенности Мокроусовой А.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
на основании контракта от "ДАТА" Хомяков Е.Л. проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Главное управление МЧС России по Вологодской области) в должности ... по Вологодской области.
Приказом первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области от "ДАТА" N ... - N ... полковник внутренней службы Хомяков Е.Л., начальник Федерального государственного бюджетного учреждения "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Вологодской области" (далее - ФГБУ "ПТЦ ФПС по Вологодской области") уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России "ДАТА" по пункту "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов).
Оспаривая правомерность увольнения, Хомяков Е.Л. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Вологодской области. Просил признать незаконным и не порождающим правовых последствий приказ первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области от "ДАТА" N ... - N ... "По личному составу", восстановить его на службе в ФГБУ "ПТЦ ФПС по Вологодской области" в должности ...
В обоснование требований указал, что ответчиком была нарушена процедура увольнения, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", приказом МЧС России от 03 ноября 2011 гощда N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие). С момента вручения уведомления Главным управлением ему не было предложено ни одной имеющийся вакантной должности. 08 апреля 2015 года с истцом была проведена индивидуальная беседа, в ходе которой он был ознакомлен с перечнем вакантных должностей сотрудников ФПС в Главном управлении и подчиненных подразделениях, также в пункте 5 листа беседы указано, что сотруднику не предлагается продолжить службу на соответствующих его квалификации вакантных должностях. Отказ от назначения на иную должность в структурных и подчиненных подразделениях Главного управления МЧС России по Вологодской области, находящихся в других местностях, он не давал, в листе беседы в графе "просьбы сотрудника" указал: прошу предложить должности для дальнейшего прохождения службы". Полагает, что поскольку при его увольнении Главным управлением были грубо нарушены нормы действующего законодательства, он подлежит восстановлению на службе.
В судебном заседании истец Хомяков Е.Л. и его представитель по доверенности Мокроусова А.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца пояснила, что за период со дня вручения уведомления до увольнения ни одной вакантной должности Хомякову Е.Л. предложено не было, имевшиеся вакантные должности подходят истцу, так как у истца имеется высшее юридическое образование.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Козляков Г.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на момент увольнения был введен запрет на перемещение по службе, иные должности, на которые мог бы претендовать истец, не финансировались, вследствие чего Управление не могло заключить контракт с Хомяковым Е.Л. и взять на себя обязательства, не предусмотренные лимитом, должности не подлежали укомплектованию, поскольку они не финансировались.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Вологодской области Козляков Г.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при рассмотрении дела не учтены положения статей 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также указания ДКП МЧС России от 13 февраля 2015 года N 4-11-633, СЗРЦ МЧС России от 18 февраля 2015 года N 1796-6-27, ОМД МЧС России от 26 февраля 2015 года N 3-2-327, СЗРЦ МЧС России от 09 апреля 2015 года N 3993-11-19, приказ СЗРЦ МЧС России от 02 марта 2015 года N 71 "О выполнении организационно-штатных мероприятий", в части запрета на перемещение сотрудников.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Порядок и условия увольнения со службы сотрудников федеральной противопожарной службы регламентируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации в части, не урегулированной специальным законом, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее - Положение), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 03 ноября 2011 года N 668 (далее - Инструкция N 668).
Пунктом "е" части 1 статьи 58 Положения допускается увольнение сотрудника со службы по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе.
В соответствии с пунктом 155 Инструкции N 668 увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
Из материалов дела следует, что в соответствии со сведениями о вакантных должностях сотрудников федеральной противопожарной службы в Главном управлении МЧС России по Вологодской области и подчиненных подразделениях по состоянию на 09 апреля 2015 года имелись вакантные должности в территориальных подразделениях надзорной деятельности, соответствующие квалификации истца.
Указанные должности имелись в штате, но не были укомплектованы в связи с отсутствием их финансирования в соответствии с приказом Главное управление МЧС России по Вологодской области от 10 марта 2015 года N 91.
Во исполнение указаний, содержащихся в письмах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 января 2015 года N 43-331-4, Департамента кадровой политики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13 февраля 2015 года N 4-11-633, Северо-западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 февраля 2015 года N 1796-6-27 вопросы, связанные с перемещением по службе сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности среднего и старшего начальствующего состава, не рассматривались.
Между тем, во исполнение указаний, содержащихся в письме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 февраля 2015 года N 3-2-327 вакантные должности из штатных расписаний на момент увольнения истца не сокращались.
Как следует из письма заместителя начальника управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Вологодской области от 08 апреля 2015 года N 6976-7-1 по состоянию на 09 апреля 2015 года в Главном управлении МЧС России по Вологодской области и подчиненных подразделениях имелась вакантная должность среднего и старшего начальствующего состава ФПС, замещение которых возможно при наличии у истца имеющегося высшего юридического образования: дознаватель и начальник отдела надзорной деятельности по Бабаевскому и Чагодощенскому районам начальник финансово-экономического управления, инженер отделения ИСПиП отряда ФПС по Вологодской области, начальник отделения ОСПиП 3 отряда ФПС по Вологодской области, которые финансировались, однако не были предложены Хомякову Е.Л.
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (части 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении ответчиком порядка увольнения Хомякова Е.Л. в связи с сокращением должности является правильным, поскольку порядок увольнения работодателем был нарушен.
В соответствии со статьей 65 Положения, сотрудники органов внутренних дел, незаконно уволенные из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области по доверенности Козлякова Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи И.П. Теплов
А.М. Вахонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.