Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Жгутовой Н.В., Дечкиной Е.И.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение - город Вологда) Борисовой С.И. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 сентября 2015 года, которым исковые требования Казначеева С.Ю. удовлетворены.
Признано незаконным уведомление N ... федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение - город Вологда) от "ДАТА" об отказе в признании Казначеева С.Ю. и членов его семьи Казначеевой Е.И. , Казначеева В.С. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
На федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение - город Вологда) возложена обязанность включить Казначеева С.Ю., Казначееву Е.И. , Казначеева В.С. в соответствующий список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., объяснения представителя ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Борисовой С.И., представителя Казначеева С.Ю. - Ивановой С.А., судебная коллегия
установила:
военнослужащему Казначееву С.Ю., членам его семьи супруге Казначеевой Е.И. и сыну Казначееву В.С. предоставлена двухкомнатная квартира "адрес", что подтверждается ордером от "ДАТА", выданным Министерством обороны Российской Федерации.
Указанные лица зарегистрированы и проживают в названном жилом помещении с "ДАТА" по настоящее время.
Казначеев С.Ю. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет 9 месяцев 29 дней, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части N ... от "ДАТА" N ...
Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от "ДАТА" N ... Казначееву С.Ю. отказано в признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Казначеев С.Ю. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным вышеупомянутого уведомления и возложении на ответчика обязанности включить его в список участников названной программы.
В обоснование требований указал, что проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов, связано со спецификой закрытых городков и необходимостью отселения лиц, утративших связь с Министерством обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Казначеева С.Ю. Иванова С.А. требования поддержала.
Представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился. В письменном отзыве требования не признал, указал, что одного факта проживания истца на территории закрытого военного городка не достаточно для предоставления ему выплаты в виде государственного жилищного сертификата. Истец не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий. Оснований для возникновения права на обеспечение жильем в силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не имеется.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Борисова С.И. просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права, полагает, что Казначеев С.Ю. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата только по факту проживания в закрытом военном городке, поскольку не признан нуждающимся в жилом помещении.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Казначеева С.Ю. - Иванова С.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на неё, полагает, что оно подлежит отмене в ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, исходил из того, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и продолжительности срока военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов, необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 08 ноября 2011 года N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Из анализа вышеприведенных положений Закона "О статусе военнослужащих", Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", Приказа Министра обороны Российской Федерации следует, что государство гарантирует предоставление государственного жилищного сертификата военнослужащим, совместно проживающим с ним членами семьи, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при продолжительности службы не менее 10 лет и увольнении с военной службы по одному из перечисленных оснований: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов семьи при перемене места жительства, а также этой же категории граждан, проживающих в закрытых военных городках и подлежащим переселению ввиду утраты связи с военным ведомством после увольнения.
Как следует из материалов дела, Казначеев С.Ю. как военнослужащий, уволенный с военной службы за несоблюдение условий контракта, в установленном законом порядке не был и не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Ссылка Казначеева С.Ю. на тот факт, что проживание определенных категорий граждан-военнослужащих в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи государственного жилищного сертификата, основана на ошибочном толковании норм материального права. По смыслу статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи с подпунктом "а" и "б" пункта 2 вышеупомянутого Приказа Министра обороны Российской Федерации от 08 ноября 2011 года N 2050 и подпункта "б" пункта 5 вышеназванных Правил, одного лишь факта проживания истца в закрытом военном городке, в отсутствие иных установленных пунктом 14 статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в том числе отсутствие факта признания нуждающимся в жилом помещении, определенных законом условий увольнения с военной службы, к которым досрочное увольнение заявителя в связи с неисполнением условий контракта не относится, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Казначееву С.Ю. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Казначеева С.Ю. о признании незаконным уведомления N ... федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение - город Вологда) от "ДАТА" об отказе в признании Казначеева С.Ю. и членов его семьи Казначеевой Е.И. , Казначеева В.С. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации и возложении на федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение - город Вологда) обязанности по включению Казначеева С.Ю., Казначеевой Е.И. , Казначеева В.С. в соответствующий список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.