ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2015 г. N 3а - 54/2015
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области З.В.И.,
при секретаре Федосеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" о признании недействующим в части приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области",
установил:
Департамент имущественных отношений Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным утверждать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков (пункт 3.1.6 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области).
27 декабря 2012 года Департаментом имущественных отношений Вологодской области издан приказ N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области".
18 января 2013 года приказ был опубликован в официальном периодическом печатном издании Правительства Вологодской области - в областной газете "Красный Север" N 7.
Приложение 1 к приказу опубликовано в областной газете в период с 19 января 2013 года по 18 июня 2013 года, приложение 2 к приказу опубликовано в период с 18 июня 2013 года по 09 июля 2013 года, приложение 3 опубликовано 09 июля 2013 года в газете "Красный Север" N 121.
Пунктом 1 оспариваемого приказа утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области согласно приложениям 1-3 к настоящему приказу.
Закрытое акционерное общество "Горстройзаказчик" (далее ЗАО "Горстройзаказчик", Общество) владеет на праве аренды земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "Город Вологда" с кадастровыми номерами: N ... площадью ... кв.м.; N ... площадью ... кв.м.; N ... площадью ... кв.м.; N ... площадью ... кв.м.; N ... площадью ... кв.м.; N ... площадью ... кв.м.; N ... площадью ... кв.м.
В соответствии с условиями договоров аренды земельных участков, арендная плата рассчитывается с учетом ставки арендной платы за пользование земельным участком исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
ЗАО "Горстройзаказчик" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента опубликования приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области".
В обоснование требований представитель общества по доверенности С.Е.А. указала, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 и Методике по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
В частности, полагала, что определение кадастровой стоимости земельного участка должно происходить из расчета площади участка и среднего уровня кадастровой стоимости. Отдельной кадастровой стоимости в отношении конкретного участка не предусмотрено законодательством, так как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Установленная оспариваемым приказом кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, является недостоверной и завышенной, применялась в отношении Общества в период с "ДАТА" по "ДАТА", в связи с чем, Общество претерпело убытки в виде разницы арендных платежей и суммы взысканных пеней.
Просила суд признать недействующим с момента опубликования приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области".
В ходе судебного разбирательства по делу представителем административного истца по доверенности С.Е.А. исковые требования уточнены и изложены в редакции: признать недействующим с момента опубликования строки N N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , 429024 приложения N ... , а также строки N N ... , N ... , N ... , N ... N ... ВРИ Приложения N ... к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 (т. N ... л.д. N ... ).
В судебном заседании "ДАТА" представители административного истца ЗАО "Горстройзаказчик" по доверенностям С.Е.А., В.Г.Б. уточненные исковые требования поддержали. Полагали, что нарушена процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, при проведении кадастровой оценки анализ цен и рыночной стоимости не производился, нарушен баланс соотношения стоимостей рыночной и кадастровой, установленная кадастровая стоимость является необоснованно завышенной, не соответствует цене сделок того периода. Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в законную силу с момента опубликования его в полном объеме, то есть с "ДАТА".
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности В.Е.Л. исковые требования не признала. Полагала, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий и в рамках процедуры, установленной действующим законодательством, не нарушает прав и охраняемых законом интересов Общества.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Д.О.И. требования не признала. Суду пояснила, что процедура государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области соблюдена и проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства об оценочной деятельности. Полагала, что оспариваемый приказ не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку решениями Арбитражного суда Вологодской области кадастровая стоимость указанных семи земельных участков установлена в размере рыночной стоимости.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области по доверенности В.С.В. полагал исковые требования Общества не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо ООО "Активные Бизнес Консультации" о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель в судебное заседание не явился. Представлен письменный отзыв по существу исковых требований, из которого следует, что кадастровая стоимость земель населенных пунктов Вологодской области была определена в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, что подтверждено положительным экспертным заключением от "ДАТА" N N ...
Заинтересованное лицо Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области З.В.И., полагавшей требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закон об оценочной деятельности дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 5 ранее действующей редакции Федерального закона N 167-ФЗ, согласно которым до 01 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, в соответствии с текущей редакцией Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона N 135-ФЗ заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в период до 01 января 2013 года мог выступать орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В период проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Вологодской области в "ДАТА" году действовали: Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ), Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316.
Проанализировав нормы, содержащиеся в указанных правовых актах, и положения Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", который был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года N 215 суд установил, что все административные процедуры при актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области были выполнены.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Росреестра от "ДАТА" N N ... "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в "ДАТА" году" (том N ... , л.д. N ... ) организована государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории ... субъектов Российской Федерации в "ДАТА" году, в том числе на территории Вологодской области, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
В порядке исполнения запроса Росреестра от "ДАТА" N ... Управление Федеральной службы государственной регистрации по Вологодской области сформировало перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Вологодской области и "ДАТА" направило указанный перечень в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (том N ... , л.д. N ... ).
Перечень объектов недвижимости, подлежавших государственной кадастровой оценке, сформирован по состоянию на дату "ДАТА" и включал ... земельных участков.
"ДАТА" в соответствии с приказом Росреестра от "ДАТА" N N ... Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области издан приказ N ... "Об организации проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Вологодской области в "ДАТА" году", в соответствии с пунктом 1 которого предусмотрено организовать в "ДАТА" году проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Вологодской области в соответствии с Перечнем мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на "ДАТА" год, утвержденным приказом Росреестра от "ДАТА" N N ...
"ДАТА" Росреестром (заказчик) был заключен государственный контракт N ... с Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации (исполнитель) на выполнение работ по теме: "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту ... государственного контракта исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, Федеральных стандартов оценки NN 1, 2, 3, 4, стандартов саморегулируемых организаций оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Исполнитель вправе при выполнении работ по контракту привлекать к их выполнению третьих лиц (пункт ... контракта).
"ДАТА" между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ООО "Активные Бизнес Консультации" был заключен договор N N ... - N ... на выполнение работ по теме: "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Рязанской, Вологодской и Тамбовской областей".
"ДАТА" ООО "Активные Бизнес Консультации" был подготовлен отчет N N ... - N ... - N ... об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Вологодской области, который утвержден "ДАТА" генеральным директором ООО "Активные Бизнес Консультации" К.Д.В., заместителем генерального директора ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" К.С.Б. (том N ... , л.д. N ... ).
В силу статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности (в редакции по состоянию на 07 ноября 2012 года) в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
"ДАТА" на отчет N N ... - N ... - N ... получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N N ... - N ... / N ... , в соответствии с выводами которого отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными, выполненные в отчете расчеты стоимости земельных участков соответствуют выбранным оценщиком подходам и методам (т. N ... , л.д. N ... ).
В период с "ДАТА" по "ДАТА" комиссия Росреестра по государственному контракту N N ... от "ДАТА" рассмотрела отчетные документы, представленные ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ": отчеты об определении кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов в ... субъектах Российской Федерации, положительные экспертные заключения на отчеты.
В результате рассмотрения, работы по определению кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории ... субъектов Российской Федерации были приняты, указано на выполнение работ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в соответствии с заданием на оценку, замечания к выполненным работам отсутствовали, что подтверждается протоколом комиссии от "ДАТА" N ... (т. N ... , л.д. N ... ).
"ДАТА" Росреестр ( "адрес") письмом N N ... уведомил руководителя Управления Росреестра по Вологодской области о приемке работ по государственному контракту от "ДАТА" N N ... (т. N ... , л.д. N ... ).
"ДАТА" Росреестром и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту от "ДАТА" N N ... (т. N ... , л.д. N ... ).
Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области "ДАТА" отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Вологодской области, являющийся результатом работ по государственному контракту, а так же положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков направлены в Департамент имущественных отношений Вологодской области для утверждения (т. N ... , л.д. N ... ).
В соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
Органы исполнительной государственной власти области являются постоянно действующими, осуществляющими отраслевое, межотраслевое управление, специальные, контрольные, разрешительные, иные функции в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством. Органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения (статья 67 Устава).
Согласно пункту 3.1.6. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства области от 24 июля 2012 года N 874) Департамент наделен полномочиями по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
27 декабря 2012 года приказом Департамента имущественных отношений N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что порядок принятия приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" не нарушен, приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдена форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты.
Судом установлено, что государственная кадастровая оценка проведена по решению соответствующего органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, на основании заключенного государственного контракта, отчет об определении кадастровой стоимости принят заказчиком работ по определению кадастровой стоимости при наличии положительного экспертного заключения на указанный отчет.
Таким образом, Департаментом имущественных отношений Вологодской области утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых принято решение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и действовавшему на тот период законодательству.
В силу статьи 5 Закона Вологодской области от 02 мая 2011 года N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" (в редакции, действовавшей по состоянию на 27 декабря 2012 года) официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север".
Как усматривается из материалов дела, "ДАТА" оспариваемый приказ был опубликован в областной газете "Красный Север" N 7.
Приложения 1, 2 к приказу опубликованы в областной газете от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... , от "ДАТА" N N ... Приложение 3 опубликовано "ДАТА" в газете "Красный Север" N N ...
Одновременно с опубликованием приказа и приложений к нему в газете "Красный Север" информация об утвержденных результатах кадастровой оценки была размещена на официальном сайте органа исполнительной государственной власти области.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, суд пришел к выводу, что указанный способ опубликования приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и свидетельствует о несостоятельности доводов административного истца о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме этого, оценка позиции административного истца относительно даты вступления в силу приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 дана в решении Арбитражного суда Вологодской области от "ДАТА" по делу N "ДАТА", в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от "ДАТА" по делу N N ... (т. ... , л.д. ... ), постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа (т. ... , л.д. ... ), из которой следует, что с 18 января 2013 года содержание нормативного документа стало доступно неопределенному кругу субъектов, а заинтересованные лица могли воспользоваться правом, предусмотренным частью второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Постановлением Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года N 51 признано утратившим силу с 18 января 2013 года постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года N 2154, которым были утверждены результаты предыдущей кадастровой оценки, в связи с чем с 18 января 2013 года не могла применяться иная кадастровая стоимость, чем утвержденная приказом от 27 декабря 2012 года N 206.
В соответствии со статьей 24.19. Закона об оценочной деятельности (в редакции по состоянию на 18 января 2013 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Данное право административным истцом реализовано и согласно вступившим в силу решений Арбитражного суда Вологодской области от "ДАТА" по делу N N ... и от "ДАТА" по делу N N ... кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере, равном их рыночной стоимости: земельный участок с кадастровым N ... рублей; земельный участок с кадастровым N ... рубля; земельный участок с кадастровым N ... рубля; земельный участок с кадастровым N ... рубля; земельный участок с кадастровым N ... рублей; земельный участок с кадастровым N ... рубля; земельный участок с кадастровым N ... рублей.
Кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной в отношении указанных земельных участков, внесена в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. ... , л.д. ... ).
Таким образом, приказ Департамента имущественных отношений от 27 декабря 2012 года N 206 в оспариваемой части (строки N N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... приложения 1 к приказу) не действует с момента внесения сведений о рыночной стоимости указанных земельных участков в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности) и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Административным истцом в качестве доказательства по делу представлено экспертное заключение о проверке отчета N N ... - N ... - N ... от "ДАТА", выполненное оценщиком-экспертом А.Н.В. "ДАТА".
Суд, проанализировав указанное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что экспертное заключение подготовлено оценщиком-экспертом А.Н.В., не будучи предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, основанием для проведения проверки отчета являлся договор на оказание информационно-консультационных услуг от "ДАТА" N ... , заказчиком по договору являлось ЗАО "Горстройзаказчик", указанная экспертиза была проведена на основе копии отчета, переданном заказчиком на бумажном носителе и электронной версии отчета, эксперт не проводил анализ на достоверность документации заказчика, экспертное заключение составлено только на основе анализа представленной версии отчета об оценке (лист N ... экспертного заключения от "ДАТА").
Учитывая вышеизложенное, экспертное заключение от "ДАТА" не может быть признано надлежащим доказательством по административному делу.
Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что приказ Департамента имущественных отношений от 27 декабря 2012 года N 206 в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не противоречит части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 и Методике по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ЗАО "Горстройзаказчик" не имеется.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
закрытому акционерному обществу "Горстройзаказчик" отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании недействующим с момента опубликования строк N N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... приложения 1, а также строк N N ... , N ... , N ... , N ... N ... ВРИ Приложения 2 к приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области".
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено "ДАТА".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.