Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Дорошкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО " "данные изъяты"" Гурова О.П. на решение судьи Кимовского городского суда Тульской области от 23 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем председателя комитета - начальником отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, Гуров О.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Выражая несогласие с указанным постановлением должностного лица, директор ООО " "данные изъяты"" Гуров О.П. обратился на него с жалобой в Кимовский городской суд Тульской области.
Решением судьи Кимовского городского суда Тульской области от 23 ноября 2015 года постановление заместителя председателя комитета - начальника отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении Гурова О.П., изменено. Дополнена мотивировочная часть данного постановления от ДД.ММ.ГГГГ указанием на наличие в действиях Гурова О.П. смягчающих его административную ответственность обстоятельств в виде наличия несовершеннолетнего ребенка, наличия инвалидности у члена семьи, совершения им впервые административного правонарушения. Смягчено назначенное Гурову О.П. административное наказание в виде административного штрафа до 3000 рублей.
В остальной части обжалуемое постановление заместителя председателя комитета - начальника отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу Гурова О.П. без удовлетворения.
В жалобе поданной в Тульский областной суд директор ООО " "данные изъяты"" Гуров О.П. просит отменить решение судьи Кимовского городского суда Тульской области от 23 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении как незаконные и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения директора ООО "Оскар" Гурова О.П., защитника Гурова О.П. по доверенности Полукарова Р.В., судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Должностным лицом и судьей городского суда установлено: старшими государственными ветеринарными инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области ФИО5, ФИО6 и государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 14 часов 30 минут была проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований ветеринарного законодательства в отношении ООО " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", в ходе которой при осмотре территории, помещений для передержки безнадзорных животных, ветеринарного кабинета, подсобных помещений, рассмотрении документов ООО " "данные изъяты"" выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил, а именно: акты на дезинфекцию инвентаря, транспорта, помещений не предъявлены, контроль качества дезинфекции не проводится; акты, подтверждающие заправку дезковриков, не предоставлены; полученные данные при клиническом осмотре животных о температуре и весе не фиксируются, амбулаторный журнал отсутствует. Директором ООО " "данные изъяты"" Гуровым О.П. были нарушены требования ст.18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N4979-1 "О ветеринарии", п.п.1.9, 7.6 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 15 июля 2002 года N13-5-2/0525; п.п.1.1, 1.2, 1.3 Инструкции по ветеринарному отчету и ветеринарной отчетности, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 3 сентября 1975 года.
Целью ст.10.6 КоАП РФ является охрана животного мира (диких, сельскохозяйственных и домашних животных), обеспечение ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращение заболеваний населения и иного вреда здоровью людей, а также материального ущерба.
На основании ст.3 Закона РФ от 14 мая 1993 года N4979-1 "О ветеринарии", ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Задачи в области ветеринарии исполняют: федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности, во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года N450), оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, а также по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса. Реализуя задачи, поставленные перед ним в области ветеринарии, Министерство, в частности, принимает правила в области ветеринарии, перечень заразных и иных болезней животных, нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии.
Ветеринарные правила - это установленные в целях борьбы с эпизоотиями, заразными и массовыми незаразными болезнями животных (как домашних, так и изъятых в установленном порядке из окружающей среды диких животных) правила проведения ветеринарно-санитарных, лечебных, ветеринарно-профилактических мероприятий, карантинные правила, порядок ликвидации очагов заболеваний.
Законом Тульской области от 3 июня 2013 года N1952-ЗТО "О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тульской области наделены государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Постановлением правительства Тульской области от 9 июля 2013 года N339 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" утвержден Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории Тульской области.
ООО " "данные изъяты"" в соответствии с заключенным муниципальным контрактом осуществляет деятельность по отлову, содержанию, учету, регулированию численности, транспортировке безнадзорных животных.
На основании положений ст.18 Закона РФ от 14 мая 1993 года N4979-1 "О ветеринарии", ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
Основным методом защиты животных от болезней является дезинфекция.
Дезинфекция - это совокупность мер, направленных на уничтожение в окружающей среде патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.
Дезинвазия - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде яиц и личинок паразитических червей (глистов), вызывающих гельминтозные заболевания животных. Дезинвазии, как и дезинфекции, должны предшествовать механическая очистка помещения, уборка остатков корма, навоза.
Минсельхозом РФ 15 июля 2002 года утверждены Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора N13-5-2/0525, которые определяют порядок и условия проведения дезинфекции, дезинвазии помещений животноводческих ферм, комплексов, хозяйств и других предприятий и объектов, связанных с содержанием животных (птиц), хранением и транспортированием сырья и продуктов животного происхождения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
На основании п.2.2 названных Правил от 15 июля 2002 года, объекты дезинфекции, дезинвазии в сельском хозяйстве - территория ферм, животноводческих комплексов, все находящиеся на них животноводческие, вспомогательные и бытовые помещения, боенские пункты, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, используемые для перевозки животных, навоза, кормов, сырья и продуктов животного происхождения, инвентарь и предметы ухода за животными, одежда и обувь обслуживающего персонала, навоз и другие объекты, с которыми прямо или косвенно могут контактировать животные или обслуживающий персонал и которые могут быть фактором передачи возбудителей болезней здоровым животным от животных с клинической и субклинической (скрытой) формами болезней.
На основании п.1.9 названных Правил от 15 июля 2002 года, о проведенной работе по дезинфекции, дезинвазии составляют акт по единому образцу.
В соответствии с п.2.6 данных Правил, помещения, оборудование, инвентарь и прочие объекты обрабатывают растворами химических дезинфицирующих средств путем равномерного орошения поверхностей до полного их смачивания. Для дезинфекции закрытых помещений применяют также аэрозоли, получаемые из растворов дезинфицирующих средств (раздел 12).
В соответствии с п.6.1 Правил N13-5-2/0525, автомобильный транспорт (автомашины, контейнеры, прицепы, тракторные тележки, различная тара), используемый для перевозки животных, кормов, пищевых продуктов и сырья животного происхождения, подвергают ветеринарно-санитарной обработке в животноводческих, птицеводческих хозяйствах, на предприятиях мясной и птицеперерабатывающей промышленности и других местах в специально оборудованных помещениях или на площадках с твердым покрытием, обеспечивающих сбор сточных вод в автономный накопитель или общефермскую (общегородскую) канализацию.
Пунктом 7.6 Правил от 15 июля 2002 года предусмотрено, что обувь дезинфицируют каждый раз при входе в производственные помещения и выходе из них. Для дезинфекции обуви у входа в помещение для животных и каждую изолированную их часть, кормоприготовительные, склады кормов, санитарно-убойный пункт и другие сооружения, расположенные на территории производственной зоны, устанавливают дезковрики, заполненные опилками, поролоном или другим пористым эластичным материалом, или дезванночки. Дезковрики периодически обильно пропитывают дезинфицирующим раствором, соответствующим по активности виду возбудителя, а в дезванночки наливают раствор на глубину 10 см.
Приложением 3 к указанным правилам являются Методические указания по контролю качества ветеринарной дезинфекции объектов животноводства, которые определяют порядок и методы контроля качества профилактической и вынужденной (текущей и заключительной) дезинфекции объектов, подлежащих ветеринарному надзору.
В соответствии с п.1.1 Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденной Минсельхозом СССР 3 сентября 1975 года, учет и отчетность в ветеринарном деле основаны на первичной регистрации и обобщении данных о движении заболеваний и падеже животных (включая птиц, пушных зверей, разводимых в хозяйствах, рыб и пчел), диагностических исследованиях, профилактических, лечебных и ветеринарно-санитарных мероприятиях, проводимых учреждениями государственной ветеринарной сети и работниками ветеринарной службы в колхозах, совхозах, комплексах, других хозяйствах, на предприятиях и в организациях, а также на транспорте и государственной границе.
Ветеринарный учет и ветеринарная отчетность дают объективную информацию о ветеринарно-санитарном состоянии животноводства, объеме и эффективности мероприятий по сохранению поголовья скота, птицы и животных других видов, результатах надзора за санитарным качеством продукции животноводства, транспортировкой животных, продуктов и сырья животного происхождения.
На основании п.1.2 данной Инструкции, ответственность за правильность, полноту, точность и достоверность сведений, включаемых в документы ветеринарного учета и ветеринарной отчетности, несут руководители ветеринарных учреждений, а также должностные лица этих учреждений, колхозов, совхозов и других хозяйств, предприятий и организаций, в обязанности которых входит ведение соответствующих документов по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности.
В соответствии с п.1.3 Инструкции, первичную регистрацию заболеваний и падежа животных, а также диагностических исследований, профилактических, лечебных, ветеринарно-санитарных мероприятий и ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществляемых должностными лицами ветеринарной службы, ведут в журналах, книгах, карточках единой формы, установленной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР. Записи полагается вести в процессе выполнения соответствующей работы или непосредственно по ее окончании.
Оценив указанные положения законодательства в совокупности с имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о том, что выявленные нарушения являются нарушениями ветеринарно-санитарных правил, установленных федеральным органом исполнительной власти, наделенным законом указанными полномочиями в области ветеринарии, ответственность за которые несет директор ООО " "данные изъяты"" Гуров О.П.
Указанные обстоятельства и виновность директора ООО " "данные изъяты"" Гурова О.П. в совершении правонарушения подтверждаются материалами дела, которым, вопреки доводам жалобы, должностным лицом и судьей городского суда дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Тем самым опровергается довод жалобы об отсутствии виновности Гурова О.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.10.6 КоАП РФ.
Согласно ст.1 Закона РФ от 14 мая 1993 года N4979-1 "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора) во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии. (Абзац 7 ст.1 Закона РФ от 14 мая 1993 года N4979-1 "О ветеринарии")
Тем самым указанной нормой законодателем введено разделение полномочий в области ветеринарии в Российской Федерации между органами исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности.
На основании ст.3 указанного закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
В силу ч.1 ст.3.1 Закона РФ от 14 мая 1993 года N4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации; отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных полномочий Указом губернатора Тульской области от 15 сентября 2011 года N1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области" в структуре органов исполнительной власти Тульской области определен Комитет ветеринарии Тульской области.
В соответствии с Указом губернатора Тульской области от 15 сентября 2011 года N1 "О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области", администрацией Тульской области принято постановление от 31 августа 2011 года N608 "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Тульской области", в соответствии с п.1 которого определено: комитет ветеринарии Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере ветеринарии на территории Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
В силу подпункта 16 пункта 4 Положения о комитете ветеринарии Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 31 августа 2011 года N608, Комитет ветеринарии Тульской области исполняет контрольные (надзорные) функции на территории Тульской области.
На основании п.6 Положения о комитете ветеринарии Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области 31 августа 2011 года N608 "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Тульской области", Комитет возглавляет председатель Комитета, который одновременно по должности является главным государственным ветеринарным инспектором Тульской области. Заместитель председателя Комитета, осуществляющий функции государственного ветеринарного надзора, одновременно по должности является заместителем главного государственного ветеринарного инспектора Тульской области.
На основании ч.1 ст.23.14 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 8 и 8.1 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.23.14 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
1) главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители;
2) главные государственные ветеринарные инспектора Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, их заместители;
3) главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители;
4) главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители;
5) главные государственные ветеринарные инспектора;
6) главные государственные ветеринарные инспектора федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-лс заместителя губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области "О назначении ФИО8", ФИО8 назначена на должность государственной гражданской службы Тульской области заместителя председателя комитета - начальника отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8 заключен служебный контракт N на неопределенный срок.
Из п.3.2 должностного регламента государственного гражданского служащего Тульской области заместителя председателя комитета - начальника отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области следует, что гражданский служащий для исполнения возложенных на него должностных обязанностей имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях в области ветеринарии.
Указанный протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, рассмотрен заместителем председателя комитета - начальником отдела государственного ветеринарного надзора комитета ветеринарии Тульской области ФИО8
На основании изложенного судья областного суда соглашается с выводом судьи городского суда о том, что поскольку заместитель председателя комитета ветеринарии Тульской области ФИО8, осуществляющая функции государственного ветеринарного надзора, одновременно по должности является заместителем главного государственного ветеринарного инспектора Тульской области, то в соответствии с положениями ст.23.14 КоАП РФ ей было на законных основаниях рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении Гурова О.П., а довод жалобы в указанной части находит несостоятельными.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протоколов в ходе производства по делу об административном правонарушении, судья областного суда находит основанными на неверном толковании закона.
Наказание директору ООО " "данные изъяты"" Гурова О.П. назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.10.6 КоАП РФ.
Другие доводы в жалобе направлены на иное толкование закона, на субъективную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих вывод должностного суда и судьи городского суда о совершении директором ООО " "данные изъяты"" Гуровым О.П. указанного правонарушения и его виновности, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
Каких-либо существенных нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей городского суда допущено не было.
Оснований к удовлетворению жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кимовского городского суда Тульской области от 23 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу директора ООО " "данные изъяты"" Гурова О.П. без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.