Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Чернецовой Н.А.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе на решение Узловского городского суда Тульской области от 1 октября 2015 года по иску Боргана С.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая и Узловском районе о признании права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Борган С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе (далее ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе) о признании права на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В обоснование заявленных требования ссылался на то, что на протяжении длительного времени проживал в различных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.ст.33, 34 Закона Российской Федерации N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С целью реализации своих пенсионных прав он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с двойным снижением пенсионного возраста по пп.1 п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" и по ст.ст.33-34 Закона Российской Федерации N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", однако решением от 04.08.2015 в назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста, его право на снижение возраста на 5 лет на основании пп.1 п.1 ст.30 ФЗ N400-ФЗ ответчиком не оспаривается. Просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения и обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с 29.07.2015.
В судебное заседание истец Борган С.Г. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель истца Боргана С.Г. по ордеру адвокат Хайрулин А.Н. исковые требования своего доверителя поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Колпинская И.И. исковые требования не признала, в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд постановилрешение, которым исковые требования Боргана С.Г. удовлетворил.
Признал за Борганом С.Г. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 29.07.2015, обязав УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплатить ему пенсию с указанной даты.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Колпинской И.И., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Как видно из материалов дела, Борган С.Г., 29.07.1965 года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с двойным уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, претендуя на снижение возраста на 10 лет в порядке, предусмотренном ст.ст.33,34 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Решением ответчика N406 от 04.08.2015 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным возрастом.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии Борган С.Г. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Согласно пп.1 п.1 ст. 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 этого же Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Право истца на уменьшение пенсионного возраста на основании вышеуказанной правовой нормы ответчиком не оспаривается.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N166-ФЗ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Ст.ст.33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N403-О от 11.07.2006 при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Борган С.Г. с 01.09.1986 по 19.07.1988 был зарегистрирован и проживал в общежитии Профессионального училища N31, расположенном по адресу: "адрес" с 26.10.1989 по 27.09.1991 - по адресу: "адрес" 01.02.2007 по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" кроме того с 6.07.1988 по 15.11.1990 истец работал помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо, с 16.08.1994 по 15.08.1996 - монтером пути 2 разряда Пут.маш.ст.N102 станции Узловая Московской железной дороги, с 05.10.1999 по 02.08.2006 работал в ООО "Кран", расположенных на территории г.Узловая Тульской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными трудовой книжки истца, справками ГБУ ТО "МФЦ" отделение N24 в г. Узловая, ООО "Управляющая организация "Наш дом" и ГПОО ТО "Техникум железнодорожного транспорта".
Распоряжением Правительства РСФСР N237-р от 28.12.1991 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне проживания с правом на отселение; с 01.02.1998 на основании постановления Правительства РФ N1582 от 18.12.1997 территория г. Узловая стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; с 21.10.2015 на основании постановления Правительства РФ N1074 от 08.10.2015 зональность территории г.Узловая не изменилась.
В связи с чем, в силу положений п.п.7, 8 ст.13, ст.ст. 33, 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания и работы на территории проживания с правом на отселение и на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 Борган С.Г. имеет право на снижение пенсионного возраста по вышеуказанному закону, но не более чем на пять лет.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Борган С.Г. приобрел право выхода на пенсию по достижении возраста 50 лет, то есть с 29.07.2015, а обратился за назначением страховой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. ст.33, 34 Закона РФ N 1244-1 22.07.2015, суд первой инстанции в силу ст.22 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013 правомерно указал, что Боргану С.Г. пенсия по старости должна быть назначена с 29.07.2015.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 1 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.