Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гришина С.И. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 9 сентября 2015 года по иску Гришина С.И. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение участника боевых действий, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
Гришин С.И. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение участника боевых действий, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации и был уволен с должности начальника отделения обеспечения вооружением УМВД России по Тульской области. В период с 2002 года по 2013 год неоднократно направлялся в служебные командировки на Северный Кавказ для организации работы по хранению и эксплуатации вооружения, хранению и доставке оружия и боеприпасов.
Пояснил, что привлекался к несению службы по охране места дислокации подразделения МВД, в составе которого находился, а также участвовал в сопровождении колонн и несении службы в боевом охранении.
Полагал, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающим понятие ветеранов боевых действий как лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в соответствии с решением органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации он относится к указанной категории лиц.
Обратившись ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Тульской области с заявлением о выдаче удостоверения боевых действий получил отказ в выдаче указанного удостоверения, ввиду отсутствия документально подтвержденных фактов участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
В судебном заседании истец Гришин С.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель истца в порядке ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Глазков А.А. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности Игонина Е.Ю. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 9 сентября 2015 года Гришину С.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Гришин С.И. просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 9 сентября 2015 года, как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а также ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств и неправильной оценки судом доказательств по делу.
Проверив и изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гришина С.И. и его представителя, согласно устного заявления Глазкова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших решение суда отменить, возражения представителя Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области, согласно доверенности Игонину Е.Ю., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федрации, выраженной в постановлении от 15 ноября 2011 года N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 6 марта 2006 года "О противодействии терроризму", контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также минимизации последствий террористического акта.
Согласно Федерального закона Российской Федерации от 25.07.1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (действовавшего до 31.12.2006 г.), контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции (ст. 3). Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом (ст. 11). Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств (ст. 12).
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Следовательно, фактическое привлечение сотрудника к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что в силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов. Сам по себе факт нахождения сотрудника органов внутренних дел на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 года, в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для признания такого сотрудника ветераном боевых действий и выдачи ему удостоверения "Ветеран боевых действий".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гришин С.И., занимая должность специалиста-метролога отделения вооружения отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения УВД Тульской области, приказом начальника УВД Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с был командирован и выполнял служебно-боевые задачи в составе Временной оперативной группы органов и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 3 января по 30 января 2002 года.
Проверяя доводы истца, судом первой инстанции установлено, что Гришин С.И. был командирован и принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 22 декабря по ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Гришин С.И., занимая должность " ... " отделения вооружения отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения УВД Тульской области, находился в служебных командировках и принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, что подтверждено приказами N л/с от ДД.ММ.ГГГГ, N л/с от ДД.ММ.ГГГГ, N л/с от ДД.ММ.ГГГГ и справками первого заместителя Командующего ОГВ(с) на территории Северо-Кавказского региона Хотина О.В. N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, и N от ДД.ММ.ГГГГ.
Все вышеперечисленные периоды засчитаны Гришину С.И. в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 день за 1,5 дня.
Действительно, боевым распоряжением начальника ВОВД "адрес" ЧР Родионова А.С. N от ДД.ММ.ГГГГ "О выполнении служебно-боевых задач сотрудниками ВОГОиП МВД России на территории Чеченской Республики", принятого во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по борьбе с терроризмом на территории "адрес" Российской Федерации", Гришин С.И., в составе группы сотрудников ВОВД "адрес" ЧР, с 10 часов ДД.ММ.ГГГГ направлялся для выполнения служебно-боевых задач в ВОГОиП МВД России. Движение группы осуществлялось по маршруту Ножай-Юрт - Хасавюрт - Ножай-Юрт.
Боевым распоряжением руководителя ГУ ВОГО и П МВД России Шепилова М.П., начальника ОГ "адрес" ЧР Громова В.В., и военного коменданта "адрес" ЧР Джанаева О.М. N от ДД.ММ.ГГГГ "О выполнении служебно-боевых задач сотрудниками ВОГОиП МВД России на территории Чеченской Республики", во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по борьбе с терроризмом на территории "адрес" Российской Федерации", для выполнения служебно-боевых задач, группе сотрудников ОГ "адрес" приказано обеспечить с 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ до " ... " ДД.ММ.ГГГГ выезд по маршруту н. "адрес" - "адрес" - "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - н. "адрес" - "адрес" - "адрес" - н. "адрес".
Из указанного распоряжения усматривается, что сопровождение и боевое охранение выше указанной группы приказано осуществлять, в том числе, майору вн.службы Гришину С.И. - главному специалисту отдела вооружения ОМТиХО УВД по Тульской области.
В период нахождения истца в служебных командировках в Чеченской Республике действовало Постановление Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", согласно абзацу 2 пункта 2 которого периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, основания для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" ограничены фактическим участием в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Удостоверения выдаются тем лицам, которые участвовали в специальных мероприятиях с применением оружия и специальных средств по пресечению террористического акта.
А как следует из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела, представленные Гришиным С.И. доказательства не содержат конкретных сведений о его участии в соответствующих контртеррористических операциях, поэтому не могут быть признаны доказательствами непосредственного участия истца в контртеррористических операциях.
Доводы апелляционной жалобы Гришина С.И. о том, что им представлен достаточный объем доказательств, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт участия в боевых действиях подтверждается соответствующими приказами, которые истцом ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции представлены не были.
Собранные по делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам статей 12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств отражены в решении, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом.
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое решение постановлено по заявленным требованиям, юридически значимые обстоятельства судом установлены и исследованы с достаточной полнотой.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда по делу постановлено с учетом всех обстоятельств, доводов сторон и представленных ими доказательств. Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда, а выражают лишь несогласие с ним. Нормы материального права к отношениям сторон применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 9 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришина С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.