Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Долматова М.В.
при секретаре Лоскутове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на решение Ноябрьского городского суда от 15 сентября 2015 года, которым постановлено:
Признать решение Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск об отказе в признании молодой семьи Ш.1, состоящей из двух человек, включая дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020 годы" незаконным.
Признать за молодой семьёй Ш.1, состоящей из двух человек, включая дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, право на участие в подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020 годы".
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Ш.1, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с иском к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о признании незаконным решения об отказе в признании её семьи участником подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020 годы", признании права её молодой семьи на участие в указанной подпрограмме. В его обоснование указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьск с заявлением о включении её семьи, состоящей из двух человек, включая дочь ФИО2, в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020 годы". ДД.ММ.ГГГГ Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьск уведомил, что её молодой семье отказано во включении в список участников подпрограммы, поскольку её семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспеченность общей площадью каждого члена семьи составляет более учётной нормы, установленной органом местного самоуправления. При проверке жилищных условий ответчиком учтены жилые помещения, находящиеся во владении не только истца и её дочери, но и отца Ш.2, вместе с которым она зарегистрирована в одном жилом помещении, однако у неё отсутствуют имущественные права и обязанности в отношении жилых помещений отца. Её семья состоит из двух человек, не обеспеченных жильём по нормам, совместно с родителями она не проживает, только зарегистрирована, членом семьи Ш.2 не является. Просила удовлетворить заявленные требования.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Ноябрьский городской департамент по имущества Администрации города Ноябрьск, департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании истец Ш.1 и её представитель К. настаивали на удовлетворении иска, привели доводы, изложенные в нём.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков при их надлежащем извещении. Представитель Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска направил письменные возражения на иск, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения требований иска. Представитель департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа просил рассмотреть дело в его отсутствие, признать указанный департамент ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении иска Ш.1 к департаменту отказать.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представитель Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск Г. просит решение суда отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, ранее приведенные в возражениях на иск, и отсутствие оснований для признания семьи Ш.1 нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность общей площадью каждого члена семьи на момент приобретения жилья составляет более учётной нормы, установленной органом местного самоуправления.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В целях реализации подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа 27 декабря 2010 года утвердило Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет); признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются: молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ; молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1.5. Порядка).
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Ш.1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьск с заявлением о включении её семьи, состоящей из двух человек, включая несовершеннолетнюю дочь ФИО2 родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020 годы".
ДД.ММ.ГГГГ Ш.1получила письменное уведомление от Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска об отказе во включении её молодой семьи в список указанной подпрограммы со ссылкой на то, что её семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспеченность каждого члена семьи общей площадью составляет более учётной нормы, установленной органом местного самоуправления. Подробные основания отказа в уведомлении отсутствуют.
Из материалов, представленных в дело Ноябрьским городским департаментом по имуществу Администрации города Ноябрьска, следует, что ответчиком принято решение об отказе во включении семьи истца в подпрограмму с учётом наличия жилых помещений у Ш.2 - отца Ш.1, при этом также представлены документы, подтверждающие регистрацию истца с ребёнком в жилом помещении Ш.2
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Анализируя указанную норму, суд пришел к правильному выводу о том, что членами семьи собственника жилого помещения являются дети, а также другие родственники, в том числе внуки, при наличии совокупности условий, в том числе совместное проживание с собственником жилого помещения, ведение с ним общего хозяйства. При этом факт семейных отношений и регистрации по месту жительства не влечёт безусловного признания членами семьи собственника.
Принимая во внимание объяснение Ш.1, Ш.2, Ш.3, И., письменные доказательства - акты о проживании истца и её дочери не по адресу регистрации, суд установил, что семья Ш.1 не проживает в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности её отцу Ш.2, совместного хозяйства с Ш.2 не ведёт, соответственно, Ш.1 и её дочь ФИО2 не могут быть признаны членами семьи собственника жилых помещений в целях определения учётной нормы жилого помещения для признания нуждающимися. Доказательства, свидетельствующие об обратном, ответчиком не представлены.
Более того, из материалов дела следует, что Ш.1 с дочерью ФИО2 на момент приобретения в собственность квартиры проживала в квартире N дома N по "адрес", по договору аренды жилого помещения, заключенному между Ш.1 и И. - собственником данной квартиры. В доме N по "адрес", принадлежащей на праве собственности Ш.2, истец с ребёнком сохраняет лишь регистрацию в целях осуществления своих гражданских прав.
В связи с чем судом мотивированно не взят во внимание довод ответчика с расчётами обеспеченности истца жилыми помещениями Ш.2, поскольку он не имеет правового значения для разрешения спора.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя (подпись) Т.В. Кисилевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.