Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 01 декабря 2015 г. по делу N 33а-427/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего - Соседова Д.Е.
и судей - Гребёнкина И.П.,
Даутова М.Ф.,
при секретаре Батомункуевой С.Н., рассмотрел в судебном заседании 1 декабря 2015 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Самохина А.Ю. об оспаривании действий командиров войсковых частей 00000, 11111 и 22222, связанных с представлением к увольнению с военной службы по истечении срока контракта и увольнением по данному основанию без обеспечения жильём, бездействия указанных воинских должностных лиц, выразившегося в не увольнении по состоянию здоровья, и действий начальника территориального отделения (заселения) города "адрес" Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилом помещении, по апелляционной жалобе представителя заявителя - адвоката Б. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 31 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, объяснения прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
приказом командира войсковой части 22222 от 23 июля 2015 года "N" Самохин уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта.
Считая свои права нарушенными, Самохин через своего представителя - адвоката Б. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в феврале 2013 года военно-врачебной комиссией (далее - ВВК) он признан ограниченно годным к военной службе, в связи с чем в поданном командиру войсковой части 00000 рапорте ходатайствовал об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения жилым помещением по избранному им после увольнения месту жительства, однако направленное названным воинским должностным лицом в адрес вышестоящего командования - командира войсковой части 11111 представление о его увольнении по данному основанию реализовано не было. Вместе с тем в мае 2015 года он признан ВВК годным к военной службе, вследствие чего командиром войсковой части 00000 представлен к увольнению по истечении срока контракта, который закончился 20 июня 2013 года, и уволен с военной службы в запас по указанному основанию без обеспечения жильём в соответствии с приказом командира войсковой части 22222 от 23 июля 2015 года "N". Кроме того, он полагал, что начальник территориального отделения (заселения) города "адрес" Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО (заселения) города "адрес" ФГКУ " " ... "-регионжильё" МО РФ) незаконно снял его с учёта нуждающихся в жилом помещении.
Ввиду изложенного Самохин просил суд признать указанные действия названных должностных лиц и бездействие командиров войсковых частей 00000, 11111, 22222 незаконными, а также обязать: командира войсковой части 22222 - отменить приказ от 23 июля 2015 года "N" и восстановить его на военной службе; командиров войсковых частей 00000, 11111 и 22222, соответственно, - представить его к увольнению с военной службы по состоянию здоровья и уволить его по данному основанию; начальника ТО (заселения) города "адрес" ФГКУ " " ... "-регионжильё" МО РФ - восстановить его в списках нуждающихся в жилом помещении.
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд решением от 31 августа 2015 года отказал Самохину в удовлетворении его заявления.
В апелляционной жалобе адвокат Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Анализируя нормы действующего законодательства, автор жалобы на их основании утверждает, что командир войсковой части 00000 всячески затягивал процесс увольнения Самохина по состоянию здоровья, о чём свидетельствует направление представления в адрес вышестоящего командования лишь спустя 7 месяцев после подачи заявителем соответствующего рапорта. Данное представление возвращено в воинскую часть без реализации лишь в мае 2015 года, при этом командир войсковой части 11111 не направил представление командиру войсковой части 22222. Необоснованным, как считает адвокат, является вывод суда первой инстанции о том, что Самохин не давал своего согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением, поскольку заявитель в рапорте просил лишь не исключать его из списков личного состава воинской части до решения данного вопроса, вследствие чего командование имело право уволить его по состоянию здоровья. Неправильным, по мнению Б., является и вывод суда об отсутствии нарушения жилищных прав Самохина, так как он живёт в общежитии, которое согласно ст. 94 ЖК РФ предназначено для временного проживания граждан, и поэтому после исключения из списков личного состава воинской части будет из него выселен.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
Так, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно. При этом выводы суда по существу заявленных Самохиным требований основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют материалам дела.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона.
Установив запрет на увольнение по состоянию здоровья военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильём, законодатель в ст. 23 Закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
Анализ содержания этой нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
На момент подачи рапорта командованию (22 марта 2013 года), в котором Самохин ходатайствовал об увольнении в связи с признанием его ВВК ограниченно годным к военной службе, последний по месту службы жилым помещением обеспечен не был, с сентября 2012 года проживал в общежитии и изъявил желание реализовать своё право путём получения жилого помещения в избранном для проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы, - в городе " ... ".
При этом в судебном заседании установлено, что заявитель согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением не давал.
Так, из указанного выше рапорта усматривается, что Самохин просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения его жильём. Тем самым, заявитель фактически поставил своё увольнение с военной службы в зависимость от обеспечения его жилым помещением, вследствие чего командование было лишено возможности уволить его до разрешения данного вопроса (л.д. 10 и 86).
Что же касается довода апелляционной жалобы о нарушении жилищных прав Самохина, в частности, ввиду того, что он проживает в общежитии, то этот довод является несостоятельным, поскольку заявитель был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта, а не по одному из оснований, указанных в абзаце 2 п. 1 ст. 23 Закона.
Учитывая приведённые правовые нормы и фактические обстоятельства дела, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения жилищных прав Самохина следует признать правильным.
Также обоснованным является отказ суда в удовлетворении требования заявителя о возложении на начальника ТО (заселения) города "адрес" ФГКУ " " ... "-регионжильё" МО РФ обязанности восстановить его в списках нуждающихся в жилом помещении, поскольку, как видно из материалов дела, последний с данного учёта не снимался и состоит на нём в настоящее время (л.д. 63 и 87).
Нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении данного дела не допущено.
В силу вышеуказанного, приведённые в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 31 августа 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Самохина А.Ю. об оспаривании действий командиров войсковых частей 00000, 11111 и 22222, связанных с представлением к увольнению с военной службы по истечении срока контракта и увольнением по данному основанию без обеспечения жильём, бездействия указанных воинских должностных лиц, выразившегося в не увольнении по состоянию здоровья, и действий начальника территориального отделения (заселения) города "адрес" Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилом помещении, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - адвоката Б. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.