Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 10 декабря 2015 г. по делу N 33а-449/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Турищева И.В., судей Дуняшина О.О. и Бояркина Д.В., при секретаре Батомункуевой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Одинцова В.В. об оспаривании действий административного ответчика - руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по " ... ""), связанных с невыплатой денежной компенсации за наём жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности - К. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 29 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Бояркина Д.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выступление административного истца, окружной военный суд,
установил:
руководителем ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Одинцову отказано в выплате денежной компенсации за наём жилого помещения (далее - денежная компенсация), за период: с сентября 2014 года по февраль 2015 года, на том основании, что Одинцов до февраля 2015 года не был включен в списки на предоставление служебных жилых помещений.
Полагая свои права нарушенными, Одинцов обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать данные действия административного ответчика незаконными, взыскав с ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" 00000 рублей в счет выплаты денежной компенсации за период: с 5 сентября 2014 года по январь 2015 года включительно, а также возместить понесенные им судебные расходы в сумме 300 рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 29 сентября 2015 года требования Одинцова удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - К., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований.
По мнению автора апелляционной жалобы, требования Одинцова удовлетворению не подлежат, так как не имеется к тому оснований, поскольку Одинцов признан нуждающимся в служебном жилом помещении только в феврале 2015 года.
В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, как видно из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, Одинцов, поступивший на военную службу "дата" (л.д. 34) и прибывший в сентябре 2014 года для дальнейшего прохождения военной службы в " ... " в войсковую часть 00000 (л.д. 12), 5 сентября этого же года заключил договор найма квартиры, расположенной по адресу: " ... "., в соответствии с которым он обязуется ежемесячно производить оплату за наём указанного жилого помещения в размере " ... " рублей (л.д. 5, 12).
При этом Одинцов и члены его семьи - супруга и " ... " детей "дата" зарегистрировались по адресу войсковой части 00000 - " ... " (л.д. 8-10).
Согласно копии уведомления начальника " ... " отдела ФГКУ " " ... "-региожильё" от 9 февраля 2015 года "N" Одинцов с 5 февраля 2015 года включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы - войсковой части 00000, составом семьи " ... " человека, включая заявителя, его супругу и " ... " детей (л.д. 15).
3 марта 2015 года Одинцов обратился с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения с 5 сентября 2014 года (л.д. 3).
Выплата денежной компенсации за наём жилого помещения ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Одинцову производится с февраля 2015 года (л.д. 14).
Удовлетворяя требования Одинцова, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Постановление), п. 14 Инструкции "О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года N 235 (далее - Инструкции), при этом сделал необоснованный вывод о том, что выплата денежной компенсации военнослужащим производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных требований закона и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих и членов их семей Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 г. принято названное выше Постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", которым, в том числе, утверждены соответствующие Положения, определяющие порядок выплаты указанной денежной компенсации.
Так, в соответствии с п.2 указанного Положения в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
При этом денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Основания и порядок включения в названные списки предусмотрены "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Исходя из положений п. 2 и п. 5 названной Инструкции, решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа на основании заявления военнослужащего с приложенными к нему соответствующими документами.
Анализируя приведенные выше правовые нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выплате денежной компенсации предшествует решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебного жилого помещения по месту службы.
Дата принятия такого решения является основополагающей при определении начала выплаты денежной компенсации, при наличии иных обязательных условий, установленных п.2 названного выше Положения.
Поскольку решение о включении Одинцова в список на предоставление служебного жилого помещения по месту службы в " ... " состоялось 5 февраля 2015 года, то законных оснований для выплаты ему денежной компенсации за период: с 5 сентября 2014 года до 5 февраля 2015 года, то есть до даты принятия указанного решения, не имеется.
Гарнизонный военный суд при принятии решения по делу проигнорировал приведенные выше требования действующего законодательства, чем допустил неправильное применение норм материального права, в связи с чем суд апелляционной инстанции, на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Одинцова.
Ввиду изложенного, а также руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 29 сентября 2015 года по административному делу об оспаривании действий руководителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", по административному исковому заявлению Одинцова В.В., отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.