Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Чеботаревой М.В.
судей Утемишевой А.Р., Водяной В.Ю.
при секретаре Тукусер А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Утемишевой А.Р. административное дело по апелляционной жалобе ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 августа 2015 г.
установила:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой с привлечением специалиста Северо-Кавсказского филиала ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность транспортной и социальной инфраструктуры при эксплуатации железнодорожного вокзала на станции ... , находящегося на балансе дистанции.
В ходе проверки установлено, что здание железнодорожного вокзала на станции ... находящееся на балансе Ростовской дистанции гражданских сооружений не соответствует требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03". Вход в здание вокзала и переходы на посадочные платформы не оборудованы пандусами, на маршруте передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей составляет менее ... , размеры выделенных мест для инвалидных колясок в зале ожидания не соответствуют установленным требованиям. На вокзале отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Туалет для инвалидов, соответствующий габаритам, предусмотренным действующим законодательством, отсутствует. По результатам проверки составлена справка от 27.05.2015 г., которой подтверждаются данные выводы.
Выявленные нарушения, влекут по мнению транспортного прокурора, нарушение прав неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги по невыполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность транспортной и социальной инфраструктуры; обязать ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога принять меры, направленные на устранение нарушений законодательства о защите прав инвалидов на доступность транспортной и социальной инфраструктуры при эксплуатации железнодорожного вокзала на станции ... а именно: вход в вокзал и переходы на посадочные платформы оборудовать пандусами; установить передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать туалет для инвалидов с габаритами: длина - ... мм, ширина - ... мм, высота - ... мм, ширина унитаза - ... мм, расстояние от унитаза до стены - ... мм, ширина двери не менее - ... мм; установить места для инвалидных колясок в зале ожидания с учетом размера колясок (длина ... см, ширина ... см, высота сиденья ... см); на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников установить двери шириной не менее ... см.; указанные действия произвести в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 августа 2015 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что транспортным прокурором в обоснование иска не предоставлено заключение компетентного специалиста в области строительства с оценкой возможности проведения строительных работ, необходимых для оборудования вокзала в соответствии с габаритами, указанными в исковом заявлении. Так же указывает, что судом первой инстанции не был исследован вопрос о возможности переоборудования здания вокзала железнодорожной станции ... без нарушения условий Охранного обязательства N 255-13 на объект культурного наследия. Объектом которого является "Ансамбль зданий железнодорожного вокзала, здание железнодорожного вокзала, жилой дом персонал железнодорожного вокзала, пакгауз". Обращает внимание, что оборудование платформ вокзала подъемными устройствами бессмысленно, поскольку наличие таких устройств не обеспечит инвалиду возможности воспользоваться услугами поездов, не оборудованных специальными вагонами. Так же указывает на отсутствие финансирования на реконструкцию вокзала.
В возражении на апелляционную жалобу Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры просит решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" без удовлетворения.
В судебном заседании явился представитель ОАО "РЖД" по доверенности - Колесов М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры - Глотова Ю.С. явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "РЖД" - Колесова М.В., помощника Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры - Глотову Ю.С., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На основании ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии со ст. 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать: устройство пандусов с уклоном не менее 1:12, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, с учетом размера колясок, передвижные подъемники и пеники, и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, уборные (туалеты) общего пользования размещаются в пассажирском здании, в которых обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале, необходимы специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см, на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см, в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
Согласно п. 3.5.7 указанного СП 2.5.1198-03, уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские и женские) размещаются в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского помещения не должно превышать 75 м. Обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами: длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм. В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.
Судом первой инстанции установлено, что здание вокзала станции ... , площадью ... кв.м. литер ... , расположенное по адресу: ... , принадлежит ОАО "РЖД" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ГУ ФРС по РО 06.06.2005 г.
Из письма Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Ростовской дистанции гражданских сооружений филиала ОАО "РЖД" - СКЖД N ... -1 от 10.06.2015г. следует, что данное здание железнодорожного вокзала числится на балансе Ростовской дистанции гражданских сооружений, в обязанности балансодержателя входит проведение текущего и капитального ремонтов зданий и сооружений и содержание объектов в надлежащем санитарном и техническом порядке. Посадочные платформы ст. Азов числятся на балансе СКДПО.
В ходе проверки соблюдения ответчиком требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, проведенной Ростовской транспортной прокуратурой совместно с представителями Роспотребнадзора и СКЖД - филиала ОАО "РЖД", результаты которой оформлены справкой от 26.05.2015г., выявлено, что здание железнодорожного вокзала на станции Азов не соответствует требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", а именно, вход в здание вокзала и переходы на посадочные платформы не оборудованы пандусами, входные двери на маршруте движения шириной менее 110см, размеры мест для инвалидов-колясочников не соответствуют п.3.1.17 СП 2.5.1198-03 (установлены скамьи), посадочные платформы не оборудованы передвижными подъемниками и другими устройствами для посадки инвалидов с колясками в вагон, туалет на момент проверки закрыт, не работает.
Установив нарушение требований по обеспечению проезда инвалидов и других маломобильных групп населения, предусмотренных СП 2.5.1198-03, а также ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 7 Конституции Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования прокурора.
Выводы суда судебная коллегия признает верными, основанными на установленных обстоятельствах и требованиях закона.
Доводы апелляционной жалоб об отсутствии финансирования на реконструкцию вокзала подлежит отклонению, поскольку в силу положений ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Остальные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой, у судебной коллегии не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 августа 2015 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД", без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.