Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,
судей Корниенко Г.Ф., Авиловой Е.О.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску Литвиненко В.В. к Южному таможенному управлению о признании незаконным решения комиссии, понуждении произвести перерасчет выслуги лет,
по апелляционной жалобе Литвиненко В.В. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 октября 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Литвиненко В.В. обратился в суд с иском к Южному таможенному управлению о признании незаконным решения комиссии, понуждении произвести перерасчет выслуги лет, указав в обоснование требований, что проходил службу в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Южном таможенном управлении.
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА уволен со службы в таможенных органах РФ по пп.5 п.2 ст.48 ФЗ от 21.07.1997г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии, выполненному отделом государственной службы и кадров Южного таможенного управления, выслуга лет истца для назначения пенсии на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составляла 20 лет 02 месяца 17дней, из которых: выслуга в Вооруженных Силах СССР и Украины - 11 лет 00 месяцев 15 дней; выслуга в таможенных органах РФ - 09 лет 02 месяца 02 дня.
Поводом обращения истца в суд явилось то обстоятельство, что Отделом пенсионного обеспечения ЮТУ в его общую выслугу лет не был включен период службы в ВС СССР и Украины с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, который составляет согласно послужному списку 11 лет 00 месяцев 15 дней.
Учитывая изложенное, истец с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации просил пересмотреть решение отдела пенсионного обеспечения ЮТУ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе Литвиненко В.В. в зачете в выслугу лет в таможенных органах РФ периода службы в Вооруженных Силах СССР и Украины, обязать отдел пенсионного обеспечения ЮТУ засчитать Литвиненко В.В. в выслугу лет в таможенных органах РФ период службы в Вооруженных Силах СССР и Украины с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, который составляет 08 лет 07 месяцев 24 дня.
В судебном заседании истец Литвиненко В.В. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители ответчика Никитина Т.А., Пугач О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, просили в его удовлетворении отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 октября 2015г. в иске Литвиненко В.В. отказано в полном объеме.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ранее действовавшего Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации", Положением "Об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", Соглашением стран Содружества Независимых государств от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения",
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни нормами действующего законодательства, ни нормами международного права, зачет в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода службы в Вооруженных силах, Пограничных войсках, органах внутренних дел, других воинских формирований иных государств-участников СНГ не предусмотрен.
Разрешая настоящий спор, с учетом представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов заявителя относительно ссылки на положения ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, учитывая, что данной нормой установлены основные понятия, используемые в данном законе, а также условия назначения пенсий лишь для военнослужащих по призыву, а в отношении других категорий граждан, включенных в понятие "военнослужащие", отсылают к нормам Закона N 4468-1.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент увольнения истца ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам. При этом, данной нормой не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода службы указанных лиц в таможенных органах. Кроме того, п. 1 указанного Постановления, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 N 854, предусматривающий зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы 1 января 2012 года, к которым лица, проходящие службу в органах ЮТУ не относятся.
С постановленным по делу решением не согласился Литвиненко В.В., обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.
Апеллянт считает, что судом не приняты во внимание все положения статьи 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также вытекающие из нее положения иных статей, касающиеся лиц, указанных в статьях 1 и 4 данного Закона. Исходя из чего, по мнению апеллянта, утверждение суда о необходимости наличия соглашения о порядке пенсионного обеспечения между таможенными органами РФ и министерством обороны Украины является незаконным.
Как полагает апеллянт, применение судом положений Постановления Правительства РФ от 25 августа 2012г. N 854 " О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N941" является необоснованным, поскольку данным Постановлением внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993г. N 941 которое регулирует отношения Министерства внутренних дел РФ.
Ответчиком в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу Литвиненко В.В.., в которых Южное таможенное управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции Литвиненко В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика по доверенности от 12.02.2015г. - Никитина Т.А., по доверенности от 15.10.2015г. - Пугач О.В., доводы апелляционной жалобы не признали и в удовлетворении просили отказать.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит установленных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом Литвиненко В.В., проходил службу в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Южном таможенном управлении.
Приказом Южного таможенного управления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Ливтиненко В.В. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Согласно указанному приказу, общая выслуга лет В.В. Литвиненко на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составляла 16 лет 02 месяца 28 дней. Данный расчет выслуги лет для назначения пенсии Ливтиненко В. В. был составлен должностными лицами кадровой службы ЮТУ и утвержден ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и.о. начальника ЮТУ.
Вместе с тем, в расчет выслуги лет для назначения пенсии В.В. Литвиненко, ЮТУ не был зачтен период службы заявителя в Вооруженных силах Украины с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Из искового заявления Литвиненко В.В. следует, что поводом обращения в суд с настоящим иском, явилось несогласие истца с решением отдела пенсионного обеспечения ЮТУ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в зачете в выслугу лет в таможенных органах РФ периода его службы в Вооруженных Силах СССР и Украины.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Литвиненко В.В., судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, установлены ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:
а) исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы):
в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;
указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей";
б) время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания;
в) время работы в органах и центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти;
г) время работы в органах и центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации в качестве руководителей и инспекторов по профилю работы указанного федерального органа исполнительной власти;
д) время работы (службы) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям";
е) время работы в качестве судьи;
ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев;
з) иные периоды работы, кроме вышеперечисленных, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (зачисленным в таможенные органы до 1 сентября 1997 г.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что нормами действующего законодательства, в их системном толковании, не предусмотрен зачет службы в Вооруженных Силах стран СНГ в выслугу лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу и уволенным из таможенных органах Российской Федерации с правом на получение пенсии.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно ст.ст. 1-2 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.
До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.
На основании указанного Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию и Украину, заключены Соглашения, которыми урегулирован порядок пенсионного обеспечения, в том числе военнослужащих пограничных войск, военнослужащих Вооруженных сил, сотрудников органов внутренних дел.
Суд первой инстанции, постановляя решение по делу, учитывал, что соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов заключено не было, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о том, что, ни нормами международного права, ни действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность зачета службы в вооруженных силах, пограничных войсках, органах внутренних дел, других воинских формирований иных государств - участников СНГ в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, они не опровергают правильность выводов суда, а направлены на иное толкование законодательства, регулирующего спорные правоотношения, что отмену решения суда не влечет.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Литвиненко В.В. не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК Российской Федерации, к его отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 октября 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Литвиненко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено - 23.12.2015г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.