Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.
судей: Шамрай М.С., Маримова В.П.
при секретаре Гребенкиной Э.П.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Маримова В.П. гражданское дело по иску Халтуриной ГЛ к ГУ УПФ в г.Новочеркасске, Министерству финансов РФ о взыскании расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов,
по апелляционной жалобе Министерства финансов РФ на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 сентября 2015 года
УСТАНОВИЛА:
Халтурина Г.Л. обратилась в суд с указанным иском, указав в обоснование своих требований, что проживала в с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с 1977 года по 2014 год. В 2004 году вышла на пенсию. На момент выезда с Сахалинской области являлась неработающей пенсионеркой. При переезде в г.Новочеркасск Ростовской области она понесла затраты по проезду и провозу багажа в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб. В феврале 2015 года обратилась с заявлением в Отдел Пенсионного фонда по Смирныховскому району Сахалинской области с просьбой оплатить расходы, связанны переездом из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на новое место жительства. В ответе ей было указано, что по данному вопросу ей необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства. В апреле 2015 года истица обратилась в ГУ УПФ в г.Новочеркасске Ростовской области с просьбой оплатить расходы, связанные с переездом, однако, пенсионный фонд г.Новочеркасска вернул документы, по мотиву того, что территориальные органы ПФ РФ осуществляют компенсации расходов связанные с переездом, лицам являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей в соответствии с правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1351 от 11.12.2014г. в соответствии с п.4 данного Постановления его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013 года, а истица совершила переезд ранее указанной даты, в декабре 2012 года, выплата компенсационных расходов, связанных с переездом, территориальными органами пенсионного фонда согласно указанного Постановлению истице не положена.
Полагая отказ незаконным, Халтурина Г.Л. просила суд взыскать с Государственного учреждения УПФ в г.Новочеркасске, Министерства финансов РФ затраты по переезду и провозу багажа к новому месту жительства в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей.
Халтурина Г.Л. в судебном заседании поддержала требования иска.
Представитель ответчика Аксакова М.О. возражала против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов Российской Федерации, извещенного надлежащим образом.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 сентября 2015 года иск удовлетворен.
Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Халтуриной Г.Л. расходы по переезду к новому месту жительства в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей.
С указанным решением не согласилось Министерство финансов РФ ответчик по данному делу, обжаловав его в апелляционном порядке, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права. Апеллянт указал, что юридически значимым по данному делу является не время переезда, а дата обращения за получением компенсации, полагая, что указанные расходы должны компенсироваться именно Пенсионным фондом РФ.
В судебное заседание участвующие в деле лица и их представителя, будучи надлежаще извещенными, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило, дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Халтурина Г.Л. проживала в с.Первомайск Смирныховского района Сахалинской области. С 2004 года является пенсионером, что подтверждается пенсионным удостоверением.
В декабре 2012 года переехала из Сахалинской области в г.Новочеркасск на новое место жительства. При переезде Халтурина Г.Л. понесла затраты по проезду и провозу багажа, в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб., что подтверждается платежными документами (л.д.7-19).
08 апреля 2015 года истица обратилась в ГУ УПФ в г.Новочеркасске РО, с заявлением об оплате расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных ж ним местностям на новое место жительство.
Пенсионный фонд г. Новочеркасска отказал Халтуриной Г.Л. в компенсации понесенных ее расходов, связанных с переездом.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, и определяя надлежащего ответчика по делу - Министерство финансов РФ, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая
2013 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки М.", из которого следует, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусмотрено, что пенсионерам возмещается 100 процентов произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Финансирование этих расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае отсутствия в соответствующих бюджетах достаточных доходов для финансирования указанных расходов Министерству финансов Российской Федерации поручалось предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации (пункт 2).
В абзаце 6 пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 9-П указано, что отсутствие в статье 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 прямого указания на эту конкретную компенсацию не должно препятствовать реализации неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства, которое следует из смысла пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с сохраняющими свою силу нормативными правовыми актами Съезда народных депутатов Российской Федерации (Постановление от 21 апреля 1992 года N 2707-1) и Правительства Российской Федерации (Постановление от 11 августа 1992 года N 572).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о неопределенности действующего законодательства в вопросе об источнике финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что лишает таких граждан возможности реализовать право на данную меру социальной защиты, предоставленное на равных основаниях всем относящимся к указанной социально уязвимой категории гражданам, нарушает их права, гарантированные Конституцией Российской Федерации (абз. 3 пункта 5 Постановления).
Для восполнения указанного недостатка правового регулирования Конституционным Судом Российской Федерации предписано федеральному законодателю внести необходимые изменения в правовое регулирование финансового обеспечения названной меры социальной защиты неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом указан-
ных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации (абз. 4 пункта 5, пункт 2 резолютивной части Постановления).
Федеральным законом от 21.07.2014 г. N231-ФЗ внесены изменения в статьи 4 и 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Статья 4 Закона дополнена новой частью второй следующего содержания:
"Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 35 Закона дополнена частями шестой и седьмой следующего содержания:
"Лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации".
При этом, в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие положений части второй статьи 4 и части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013 года.
Поскольку переезд истицы из местности приравненной к районам Крайнего Севера имел место до 16 мая 2013г., с учетом вышеприведенных норм закона и позиции Конституционного Суда РФ, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.