Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Крицкой О.В.,
судей областного суда Кутыревой О.М., Емельяновой Е.В.
при секретаре Куликаевой К.А.
рассмотрела в открытом в судебном заседании 02 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Шорниковой О.Б. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 17 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шорниковой О. Б. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска зачесть Шорниковой О. Б. в календарном исчислении курсы повышения квалификации, за период с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ".
В остальных исковых требованиях отказать".
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шорникова О.Б. обратилась к ГУ УПФР в Ленинском А.О. г. Омска с иском, в обоснование которого указала, что решением N " ... " от " ... " ГУ-УПФР в Ленинском АО г. Омска ей отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду исключения из специального стажа: периода работы с " ... " по " ... " в должности санитарки в Энбекшильдерской районной больницы; периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске без отрыва от производства с сохранением средней заработной платы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... "; периода учебы с " ... " по " ... " в Кустанайском медицинском училище, период работы с " ... " по " ... " в должности фельдшера-лаборанта в централизованной бактериологической лаборатории в КУЗ Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" включен в календарном исчислении.
Считая отказ неправомерным, просила зачесть в специальный стаж
период работы с " ... " по " ... " в должности фельдшера-лаборанта в централизованной бактериологической лаборатории в КУЗ Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" должен быть зачтен в стаж в льготном исчислении, как " ... " за каждый год, поскольку фактически она осуществляла работу как средний медицинский персонал в патологоанатомическом отделении больницы, что предусмотрено Перечнем должностей и профессий в Постановлении N " ... ";
период работы с " ... " по " ... " в должности санитарки Энбекшильдерской районной больницы подлежит зачету из расчета год работы в сельской местности как год и 3 месяца, поскольку работая в качестве санитарки детского отделения Энбекшильдерской районной больницы, она непосредственно обслуживала больных, выполняла ряд диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными;
период учебы с " ... ". по " ... " в Кустанайском медицинском училище, поскольку обучению предшестововала работа в качестве санитарки,
а так же периоды на курсах повышения квалификации,
обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за пенсией, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании Шорникова О.Б. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ГУ УПФР в Ленинском А.О. г.Омска в суд не явился, в возражениях просил отказать в удовлетворении иска за необоснованностью заявленных требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шорникова О.Б. просит изменить постановленное по делу решение, оспаривая правомерность отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности фельдшера-лаборанта в льготном исчислении, поскольку суду следовало исходить из характера трудовой функции, а не наименования структурного подразделения. При этом полагает, что отсутствие указания на особые условия труда в справке, выданной работодателем, не может ущемлять её права. Считает, что судом незаконно не принято во внимание фактическое выполнение обязанностей медицинской сестры в периоды работы санитаркой в больнице. Необоснованным является отказ суда в части исключения возможности зачета в специальный стаж периода обучения в медицинском училище.
В отзыве на апелляционную жалобу начальник ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска считает вынесенное решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, заслушав истицу Шорникову О.Б., полагавшую постановленное по делу решение подлежащим изменению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Подпунктом н п.1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ N 197-0 от 18 июня 2004 года, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Судом установлено, что Шорникова О.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от " ... " Шорниковой О.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды ее работы:
- период работы с " ... " по " ... " в должности санитарки в Энбекшильдерской районной больницы;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске без отрыва от производства с сохранением средней заработной платы с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... "
- периоды учебы с " ... ". по " ... ". в Кустанайском медицинском училище.
В бесспорном порядке в трудовой стаж истца ответчиком включено " ... "
Отказывая в удовлетворении требований истицы в части включения в специальный стаж периодов работы с " ... " по " ... " в должности санитарки в Энбекшильдерской районной больницы, периодов учебы с " ... " по " ... ". в Кустанайском медицинском училище, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное законодательство не предусматривает исчисление специального стажа за указанные периоды трудовой деятельности.
Как следует из материалов дела в период с " ... " по " ... " истица работала в должности санитарки детского отделения в Энбекшильдерской районной больницы, что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке. Указанный период работы правомерно не включен судом первой инстанции в специальный стаж, поскольку указанным выше Списком должностей и учреждений, должность санитарки не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица фактически осуществляла трудовые функции младшей медицинской сестры, находилась в контакте с больными, отклоняются коллегией судей, поскольку отсутствуют объективные данные, позволяющие установить данное обстоятельство. Соответствующих доказательств истица суду не представила, об их истребовании суд не просила.
Ранее действовавшим законодательством, определявшим вопросы включения в специальный стаж периодов работы до 1991 года, в частности Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утвердившим Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения, возможность включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды обучения в медицинском училище не предусмотрены.
Закрепление возможности включения спорных периодов в специальный стаж также не предусмотрено и принятыми впоследствии нормативными актами - Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе во включении в специальный медицинский стаж периода обучения в медицинском училище с " ... " по " ... " является правомерными. Доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании материального права.
Суд первой инстанции также правомерно отказал истице в зачисление периода работы с " ... " по " ... " в должности фельдшера-лаборанта в централизованной бактериологической лаборатории в КУ Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" в кратном исчислении.
Подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев в графе "Наименование структурных подразделений" предусмотрены патолого-анатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка, а в графе "Наименование должностей" средний медицинский персонал, проводящий патолого-анатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала.
Согласно указанным пунктам 1 - 6, 14, 20 Списка N 781 под указанные выше учреждения подпадают патолого-анатомические отделения больниц всех наименований.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" в категорию средний медицинский персонал включена должность "фельдшер-лаборант".
Из записей из трудовой книжки следует, что Шорникова О.Б. с " ... " по " ... " работала в должности фельдшера-лаборанта в централизованной бактериологической лаборатории в БУЗ Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер".
Указанным выше перечнем не предусмотрено такого наименование структурного подразделения как "бактериологическая лаборатория".
Согласно представленной в материалы дела должностной инструкции фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории ГУЗОО "Клинический противотуберкулезный диспансер", в обязанности истицы не входило исполнение трудовых функций, указанных в п. 3 Перечня (патолого-анатомическое вскрытие трупов, гистологическое исследование трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработка трупного, операционного и биопсийного материала).
Из справки КУ Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер", уточняющей характер работы, следует, что истица работала лаборантом в лаборатории особо опасных инфекций в Омской областном центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указаний на особый характер работы, дающий основания для исчисления стажа работы в кратном размере, на основании п.3 Перечня, в справке не имеется.
Исходя из изложенного, основания для исчисления стажа работы в льготном порядке для данного периода трудовой деятельности отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не является основанием для отмены решения в указанной части.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истица не имела необходимого 30-летнего стажа лечебной деятельности, в связи с чем не приобрела право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При рассмотрении спора судом определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шорниковой О.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.