Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Сокова А.В.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
при секретаре Сонькиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 сентября 2015 года по докладу судьи Зубковой Т.И. дело по апелляционному представлению прокурора Жуковского района Брянской области на решение Жуковского районного суда Брянской области от 17 июня 2015 года по иску прокурора Жуковского района Брянской области к администрации Жуковского района Брянской области о понуждению к совершении действий по открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Жуковского района Брянской области обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц, ссылаясь на то, что при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, установлено, что по данным управления образования администрации Жуковского района очередь для получения места в дошкольных образовательных учреждениях на начало 2015 года составляет "данные изъяты", в городской местности - "данные изъяты", в сельской местности - "данные изъяты".
Сложившаяся ситуация свидетельствует о явно недостаточном количестве дошкольных образовательных учреждений в Жуковском районе.
Наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения является грубым нарушением норм законодательства об образовании, препятствует реализации принципа общедоступности дошкольного образования. Невыполнение требований законодательства в указанной сфере препятствует социализации детей, лишает их права на квалифицированную педагогическую помощь в воспитании, лишает права родителей, воспитывающих детей в домашних условиях, на трудоустройство.
Ссылаясь на ст. 43 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24.07.1998 г.; ст. ст. 2, 5, 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.04.2000 г. "Об утверждении федеральной программы развития образования", ст. ст. 15, 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор просил обязать администрацию Жуковского района произвести необходимые действия по организации на территории г. Жуковка Брянской области по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных учреждениях дошкольного образования, обеспечив необходимое количество детских дошкольных учреждений, принимая расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах "данные изъяты", но не менее "данные изъяты", в соответствии с Приложением 7 СНиП 2.07.01-89, т.е. осуществить действия по строительству нового детского сада в г. Жуковка на 220 мест с бассейном.
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 17 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора - отказано.
В апелляционном представлении прокурор Жуковского района Брянской области просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, ссылаясь на обстоятельства, заявленные в обоснование исковых требований.
В суде апелляционной инстанции прокурор Николаева С.Н. поддержала апелляционное представление и просила отменить решение суда по его доводам.
Представитель третьего лица департамента финансов Брянской области Галушко Д.В. полагал решение суда законным и не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад по делу судьи Зубковой Т.И., объяснения прокурора, участвующего в суде апелляционной инстанции, возражения представителя третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении иска, районный суд пришел к выводу о том, что заявляя требования об обязании ответчика обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, и осуществить строительство нового детского сада, истец фактически просит суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления и органов государственного управления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, по мнению суда, является недопустимым.
Суд так же не усмотрел виновных действий или виновного бездействия ответчика, так как Жуковская районная администрация принимает достаточные меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в пределах бюджетных возможностей района и принимает меры для получения финансовой помощи из иных бюджетных источников. Привлечение же внебюджетных средств в объеме, сопоставимом с доходной частью годового бюджета Жуковского муниципального района, представляется неопределенным и неисполнимым.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении Жуковского района состояло "данные изъяты", в том числе в возрасте "данные изъяты" (т. 1, л.д. 11).
На ДД.ММ.ГГГГ очередь в г. Жуковка составляла "данные изъяты", в том числе "данные изъяты" (т. 1, л.д. 8).
На ДД.ММ.ГГГГ очередь в Жуковском районе составила "данные изъяты", в том числе "данные изъяты" (т. 1, л.д. 4).
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, наряду с другими вопросами местного значения, отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа,
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения согласно ч. 2 ст. 18 указанного Закона исполняются за счет средств местных бюджетов.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением в силу ч. 3 ст. 52 данного Закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития городского округа разрабатывается на период не менее трех лет. Разработка прогноза социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период осуществляется уполномоченным органом (должностным лицом) местной администрации.
Согласно п. 10 ст. 9 Устава Жуковского муниципального района, к вопросам местного значения Жуковского района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В то время как администрацией Жуковского района предоставлены ряд доказательств, подтверждающих, что ими предпринимаются действия по решению вопроса организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Жуковского района, прокурором района не представлено суду бесспорных доказательств, свидетельствующих о бездействии Жуковской районной администрации в организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.
В настоящее время на территории Жуковского района функционируют 5 дошкольных групп на базе сельских школ: Речицкой ООШ, Заборско-Никольской СОШ, Овстугской СОШ, Крыжинской ООШ, Ходиловичской ООШ (плановое количество мест "данные изъяты", списочный состав - "данные изъяты").
Организована группа кратковременного пребывания "Будущий первоклассник", как альтернативная форма дошкольного образования по подготовке детей старшего возраста к школе: на базе МБОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Жуковка, МБОУ Жуковского районного центра психолого-медико-социального сопровождения, Шамординской ООШ, Дятьковской ООШ, Троснянской СОШ, Летошницкой СОШ, Леденевской ООШ. Этой формой дошкольного образования охвачено "данные изъяты".
Довод апелляционного представления о том, что принимаемые администрацией меры по вопросу организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Жуковского района являются недостаточными, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку судом установлено, что дети дошкольного возраста 3-7 лет полностью обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Ответчик, выполняя обязанности по предоставлению бесплатного дошкольного образования на территории "адрес", принимает меры к увеличению числа мест в дошкольных образовательных учреждениях наиболее востребованных видов, а именно в детских садах и дошкольных группах при общеобразовательных школах. Это подтверждается введением в эксплуатацию после реконструкции детского сада в "адрес" на "данные изъяты", дошкольных групп в Жуковской средней школе N на "данные изъяты", Троснянской средней школе на "данные изъяты"
Требование прокурора о возложении на администрацию Жуковского района обязанности увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования путем строительства нового сада на "данные изъяты" являются несостоятельными, поскольку данные действия уже реализуются администрацией.
Так Жуковской районной администрацией на изготовление проектно-сметной документации по объекту "детский сад на 220 мест с бассейном в г. Жуковка" за счет средств районного бюджета израсходовано "данные изъяты".; на государственную экспертизу проекта "данные изъяты".; общая сумма "данные изъяты" Проектно-сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы в феврале 2015 года. Срок использования ПСД минимум в течение 3-х лет. Сметная стоимость объекта в действующих ценах ДД.ММ.ГГГГ срок строительства 12 месяцев.
В деле имеется обращение управления образования администрации Жуковского района от ДД.ММ.ГГГГ в департамент образования и науки Брянской области, в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 27.10.2014 г. N 488-п, с представлением документов для принятия решения о предоставлении субсидии из областного бюджета и включении в адресную инвестиционную программу на 2016 год объект капитального строительства "детский сад на 220 мест с бассейном в г. Жуковка".
Учитывая представленные администрацией Жуковского района доказательства, судебная коллегия находит отказ суда в удовлетворении заявления прокурора законным и обоснованным.
С учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм процессуального права и материального права.
При таких обстоятельствах, решение суда законно и не подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жуковского районного суда Брянской области от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.