Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сокова А.В.
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.
при секретаре Зверевой Р.С.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Введенской И.А. на решение Советского районного суда г.Брянска от 29 июля 2015 года по иску прокурора Советского района города Брянска в интересах несовершеннолетнего Аверьянова А.А. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г.Брянска обратился в суд с указанным иском в интересах несовершеннолетнего Аверьянова А.А., ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению законного представителя Аверьянова А.А. - А.В.Е. по вопросу отказа в предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке. Проведенной проверкой установлено, что Аверьянов А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Советской районной администрации г.Брянска в общей очереди с "дата" с составом семьи 1 человек. С этой же даты Аверьянов А.А. включен в районной администрации в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, с составом семьи 1 человек, в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания. По состоянию на "дата" номер общей очереди Аверьянова А.А. - N, по списку внеочередного предоставления жилья - N. Согласно справкам N от "дата" и N от "дата". ГАУЗ "данные изъяты" Аверьянов А.А. страдает "данные изъяты", при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Проверка показала, что до настоящего времени жилое помещение Аверьянову А.А. не предоставлено.
По изложенным основаниям прокурор Советского района г.Брянска просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Аверьянову А.А. с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления
Решением Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2015 года исковые требования прокурора Советского района города Брянска в интересах несовершеннолетнего Аверьянова А.А. удовлетворены.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Аверьянову А.А. с составом семьи 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Введенская И.А. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что органы местного самоуправления наделены лишь полномочиями по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени муниципальное образование город Брянск не наделено в соответствии с ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На доводы жалобы принесены возражения прокурором Советского района г.Брянска, который просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представители Брянской городской администрации, Финансового управления Брянской городской администрации не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть жалобу без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., пояснения прокурора Бойкачевой О.А., просившей оставить решение районного суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Аверьянов А.А., "дата" года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до "дата"., что подтверждается справкой серии МСЭ- N.
Согласно справок ГАУЗ " "данные изъяты"1" N от "дата" и N от "дата", Аверьянов А.А., "дата". страдает хроническим психическим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. N378 и имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N817.
Аверьянов А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Советской районной администрации г. Брянска в общей очереди с "дата". с составом семьи 1 человек. С этой же даты Аверьянов А.А. включен в районной администрации в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания. По состоянию на "дата". номер общей очереди Аверьянова А.А. - N, по списку внеочередного предоставления жилья - N
Таким образом, представленными в дело доказательствами, подтверждается и не оспаривается, что Аверьянов А.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно проживание с ним в одной квартире, в связи с чем, он признан нуждающимся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Аверьянов А.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", в котором также значатся зарегистрированными А.Н.Н., А.Е.Е., А.В.Е., Г.Я.В, Г.И.В., А.Е.Е., А.А.Е., А.А.Е., С.А.С. Указанное жилое помещение было предоставлено А.Н.Н. на основании постановления Администрации Советского района г.Брянска от "дата". N и ордера N и в настоящее время находится в муниципальной собственности.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", Аверьянов А.А. недвижимого имущества на территории г.Брянска и Брянской области в собственности не имеет.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Аверьянову А.А., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.
В соответствии с п.3 ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещении, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социальною найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социальною использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
При этом Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Учитывая, что Аверьянов А.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, суд обоснованно признал за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что жилье ему должно быть предоставлено Брянской городской администрацией.
Изложенные в решении суда выводы основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах, в связи с чем, оснований с ними не согласиться у судебной коллегии не имеется.
Как видно из материалов дела, право Аверьянова А.А. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди ответчик в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и в своей апелляционной жалобе не оспаривал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан как Аверьянов А.А. не является обязательством органа местного самоуправления, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится истец, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что жилое помещение должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1. Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г.Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 года N 2461-п (с дальнейшими изменениями), закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г.Брянске.
Согласно п.1.6 указанного Положения, постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения соответствующей районной администрации города Брянска (для жилых помещений, принятых в собственность муниципального образования "город Брянск") или постановление Брянской городской администрации о согласовании распределения жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (для освобождающихся муниципальных жилых помещений), и распоряжение районной администрации города Брянска о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Уставом г.Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесено исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции городского Совета народных депутатов и иных органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Брянской области. Согласно п.8 ч.2 ст.45 Устава г.Брянска, к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится управление в установленном порядке муниципальным жилищным фондом, содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Соков
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.