Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Маклашова В.И., Горбачевской Ю.В.,
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2015 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "1 ОФПС по Брянской области" П.Е.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 13 августа 2015 года по делу по иску М.Г.Д. к Федеральному государственному казенному учреждению "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Брянской области", Федеральному государственному казенному учреждению "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Брянской области" о взыскании ежемесячной денежной компенсации,
УСТАНОВИЛА:
М.Г.Д. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что во время службы в подразделении противопожарной службы МВД России при тушении пожара 3 ноября 1993 г. получил травму, повлекшую ухудшение его здоровья. Приказом Федерального государственного казенного учреждения (ФГКУ) "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" от 31.01.2012 г. N ** н/с он уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья.
Связь его заболевания с травмой подтверждается заключением (свидетельством о болезни) военно-врачебной комиссии медсанчасти МВД России по Брянской области N *** от 20.01.2012 г., заключением по результатам служебной проверки, утвержденной 03.12.1993 г. начальником УГПС УВД Брянской области. 07.11.2012 г. ему установлена III группа инвалидности в связи с указанной травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей (военной травмой). 31.10.2014 г. инвалидность по военной травме установлена бессрочно. Брянская областная МСЭК установилаему стойкую утрату трудоспособности с 23.01.2015 г. Несмотря на это ответчиком ему было отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в связи с военной травмой.
В судебном заседании истец М.Г.Д. и представитель истца П.А.М. исковые требования уточнили, просили суд обязать ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" выплачивать в пользу истца с 1 августа 2015 г. ежемесячную компенсацию в размере 33 835 руб. 62 коп. с дальнейшим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; взыскать с ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" задолженность по компенсации за период с 23 января по 31 июля 2015 года в размере 212 836 руб. 96 коп.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 10 июня 2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ "СПСЧ ФПС по Брянской области", представитель которого М.А.Д. полагала, что ФГКУ "СПСЧ ФПС по Брянской области" не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Представитель ответчика ФГКУ "1 Отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" П.Е.А. исковые требования не признал, пояснив, что расчет ежемесячной денежной компенсации должен производиться исходя из денежного содержания истца на момент его увольнения.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 13 августа 2015 года исковые требования М.Г.Д. удовлетворены частично.
Суд обязал Федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" ко взысканию в пользу М.Г.Д. с 1 августа 2015 года ежемесячной компенсации в размере 33 835 руб. 62 коп. с дальнейшим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Суд взыскал с Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" в пользу М.Г.Д. задолженность по выплатам компенсации за период с 23 января по 31 июля 2015 года в размере 212 836 руб. 96 коп.
В удовлетворении требований М.Г.Д. к Федеральному государственному казенному учреждению "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Брянской области" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "1 ОФПС по Брянской области" П.Е.А. просит решение суда отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права. Указывает на то, что согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ " N 283 от 30.12.2012 г. ежемесячная денежная компенсация должна выплачиваться в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности. Истец был уволен 31.01.2012 г. Однако в расчете суда учтены оклады за 2013 год, а также повышающий коэффициент 1,55, что ведет к двойному повышению ежемесячной компенсации. В результате размер денежного содержания действующего сотрудника по аналогичной должности меньше чем сумма возмещения вреда здоровью М.Г.Д.
На доводы апелляционной жалобы принесены возражения М.Г.Д., который просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя ФГКУ "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Брянской области" по доверенности П.Е.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения М.Г.Д. и его представителя по доверенности П.А.М. на доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с 01.09.1992 г. по январь 2012 г. истец проходил службу в системе противопожарной службы в органах внутренних дел и в системе МЧС РФ.
03.11.1993 г. при исполнении служебных обязанностей, при тушении пожара в гаражном кооперативе "Родина" истец получил травму, повлекшую ухудшение его здоровья.
20.01.2012 г. военно-врачебной комиссией МСЧ МВД по Брянской области истец был признан ограниченно годным к военной службе, не годным к службе по занимаемой должности. Связь его заболевания с травмой подтверждается заключением (свидетельством о болезни) ВВК медсанчасти МВД России по Брянской области N **** от 20.01.2012 г.
Приказом ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы ПО Брянской области" от 31.01.2012 г. N ** истец был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья.
07.11.2012 г. истцу установлена III группа инвалидности в связи с травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей (военной травмой). В ноябре 2013 г. ему была продлена на год III группа инвалидности по военной травме. 31.10.2014 г. истцу была установлена III группа инвалидности по военной травме бессрочно.
Судом установлено, что истцу отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Согласно частям 5 и 6 ст. 12 Федерального Закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц (ч. 5). Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" (ч. 6).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ закреплено, что правила выплаты ежемесячной денежной компенсации определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему МЧС России (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").
Исходя из требований части 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ и в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным названным выше указом Президента Российской Федерации, МЧС России в пределах своей компетенции издан приказ от 23 апреля 2013 г. N 280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей".
В силу пункта 2 этого приказа выплаты ежемесячной денежной компенсации производятся с 1 января 2013 г.
Право истца на ежемесячную денежную компенсацию ответчик в суде признал. Спор возник по вопросу порядка исчисления данной ежемесячной денежной компенсации. Суд первой инстанции при расчете размера ежемесячной денежной компенсации исходил из утраченного денежного довольствия истца по состоянию на день увольнения со службы с учетом повышения окладов денежного содержания за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, применив коэффициент 1,55, предусмотренный п. 23 Приказа МЧС РФ от 23.05.2013 г. N 280.
Согласно пункту 23 Приказа МЧС России от 23.04.2013 г. N 280 "Об утверждении правил осуществления выплат в целях возмещение вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и членам их семей" с изменениями, внесенными Приказом МЧС России от 02.04.2014 г. N 161, : "Размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года, включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1,55.".
Таким образом, пункт 23 Приказа МЧС предусматривает определение размера утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, которые предусмотрены ранее действовавшим законодательством Российской Федерации..
Однако М.Г.Д. не назначалась ежемесячная денежная компенсация в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством РФ ( т.е. в порядке, предусмотренном Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах). М.Г.Д. впервые обратился за назначением компенсации в ноябре 2014 года. М.Г.Д. установлена стойкая утрата трудоспособности 23 января 2015 года заключением Брянской областной МСЭК. Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах ему не устанавливалась, поэтому повышающий коэффициент 1,55 применять при расчете ежемесячной денежной компенсации у суда первой инстанции не имелось оснований.
Поскольку истец уволен после 01.01.2012 г. он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, рассчитанной по правилам, предусмотренным частями 5 и 6 ст. 12 Федерального Закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции ( с учетом повышения окладов денежного содержания) за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Судом апелляционной инстанции обозрено пенсионное дело М.Г.Д. Начальник отдела пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения УМВД РФ по Брянской области Н.О.И. пояснила суду апелляционной инстанции, что денежное довольствие для исчисления пенсии М.Г.Д. определено исходя из окладов действующих сотрудников, которым оно было повышено с 01.01.2013 года.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению в части расчета взыскиваемых сумм.
Размер ежемесячной денежной компенсации составит:
((12500 + 8500) + (12500 + 8500)* 30%) - 8479,38 =18 820 руб. 62 коп., которая подлежит взысканию с 1 января 2016 г.,
где сумма - (12500 + 8500) - размер оклада месячного денежного содержания, принимаемый для исчисления пенсий с 1 января 2013 года, состоящий из сумм должностного оклада и оклада по специальному званию;
- (12500 + 8500)*30% - размер ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
- 8479 руб. 38 коп. - основной размер пенсии по инвалидности в рублях, рассчитанный по нормам Федерального Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Право на ежемесячную денежную выплату возникло у истца с 23 января 2015 года. Задолженность ответчика по указанным выплатам за период с 23 января по декабрь 2015 г. включительно составляет: 9/31 х 18 820,62 (за 9 дней января 2015 г.) + 11 х 18 820,62 (за февраль-декабрь 2015 г. включительно ) = 5 463, 88 руб. + 207 027 руб. = 212 490 руб. 70 коп.
Согласно п. 17 Приказа МЧС РФ от 23.04.2013 г. N 280, выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, производятся финансовым подразделением органа, учреждения, в котором сотрудник (работник) проходит (проходил) службу (замещал последнюю должность), путем перечисления денежных сумм в соответствующее отделение (филиал) банка на территории Российской Федерации для зачисления во вклад на имя получателя. В силу п. 18, расходы на выплату единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм в возмещение вреда имуществу производятся за счет доведенных объемов бюджетных ассигнований органу, учреждению, в котором сотрудник (работник) проходит (проходил) службу (замещал последнюю должность).
Последним подразделением, в котором истец проходил службу, является юридическое лицо - ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области", которое правильно определено судом в качестве надлежащего ответчика.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 13 августа 2015 года частично изменить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" выплачивать в пользу М.Г.Д. с 1 января 2016 года ежемесячную компенсацию в размере 18 820 (восемнадцать тысяч восемьсот двадцать) руб. 62 коп., с дальнейшим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области" в пользу М.Г.Д. задолженность по выплатам компенсации за период с 23 января по декабрь 2015 года включительно в размере 212 490 (двести двенадцать тысяч четыреста девяносто) руб. 70 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.