Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционной жалобе врио директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области К.Л.П. на решение Советского районного суда г.Брянска от 21 сентября 2015 года по иску Прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов Булатовой Л.Е. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Володарского района г.Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Булатова Л.Е. является инвалидом N группы, в связи с операцией "данные изъяты". В силу пункта 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на предоставление набора социальных услуг, в том числе на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Вместе с тем, в 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение Булатовой Л.Е. предоставлена не была, несмотря на ее обращение с заявлением к ответчику. Прокурор просит суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставить инвалиду N группы Булатовой Л.Е. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014г.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ГКУ "ОСЗН Володарского района г.Брянска" и Управление пенсионного фонда РФ в Володарском районе.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 21 сентября 2015 года исковые требования Прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов Булатовой Л.Е. удовлетворены.
Суд обязал Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области обеспечить Булатову Л.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
В апелляционной жалобе врио директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области К.Л.П. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется в пределах выделенных Брянской области субвенций, объем которых определяется в конце предыдущего года. Поскольку истец обратилась за предоставлением путевки в третьем квартале 2014 года, после установления ей группы инвалидности, то предоставить ей путевку не представилось возможным ввиду отсутствия заложенных на эти цели денежных средств и из-за порядка очередности предоставления путевок. Полагает, что суд необоснованно обязал департамент выделить путевку лицу, не нуждающемуся на сегодняшний день в лечении, поскольку "дата"2015 года истцу снята группа инвалидности. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает предоставление путевки за прошедший год.
На доводы жалобы принесены возражения Булатовой Л.Е. и помощником прокурора Володарского района г.Брянска Сидоровой О.А., которые просят оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представители ГКУ "ОСЗН Володарского района г.Брянска", Управления пенсионного фонда РФ в Володарском районе городского округа г.Брянска не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костроновой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы Булатовой Л.Е. и заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей решение районного суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с "дата" 2014 года по "дата" 2015 года Булатова Л.Е. являлась инвалидом N группы, установленной по общему заболеванию.
"дата" 2014 года, Булатовой Л.Е., прошедшей медицинское освидетельствование на предмет нуждаемости в санаторно-курортном лечении в связи с имеющемся у нее заболеванием, ГАУЗ "БГБ N" была выдана справка по форме N070/у-04. Согласно указанной справке Булатова Л.Е. имеет право на получение государственной социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
"дата" 2014 года Булатова Л.Е. обратилась в ГКУ "ОСЗН Володарского района г.Брянска" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, предоставив справку медицинского учреждения от "дата"2014 года. Заявление истца зарегистрировано "дата"2014 года и с указанной даты она поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением (запись в реестре за N).
Поскольку в 2014 году Булатова Л.Е. не была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение, "дата".2015 года она обратилась в прокуратуру Володарского района г. Брянска.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Володарского района г.Брянска в защиту интересов Булатовой Л.Е., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Булатова Л.Е., своевременно обратившаяся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и ей не может быть в этом отказано.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
По общему правилу, сформулированному в статье 6.3 указанного Федерального закона, периодом предоставления гражданам этой социальной услуги является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В силу положений Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ. При этом санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня.
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9 Порядка).
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, является расходным обязательством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Принимая во внимание, что Булатова Л.Е. своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в связи со снятием группы инвалидности "дата".2015 года, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии в виде обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Между тем, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Учитывая, что заявление Булатовой Л.Е. от "дата" 2014 года о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году было рассмотрено ГКУ "ОСЗН Володарского района г. Брянска" в установленном законом порядке, "дата" 2014 года она была принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, то путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена ей исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решение суда указанием о том, что Булатова Л.Е. подлежит обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, не влияют на правильность состоявшегося судебного постановления и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что Булатова Л.Е. подлежит обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.