Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Апокиной Е.В., Бобылевой Л.Н.
при секретаре Хамковой А.А.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 декабря 2015 года по докладу судьи Бобылевой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 30 сентября 2015 года по исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Д.А.Н. к Государственному казенному учреждению "Отдел социальной защиты населения города Новозыбкова", Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным решения о снятии с учета на получение санаторно-курортной путевки, возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение,
установила:
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском в интересах инвалида Д.А.Н., ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на предоставление набора социальных услуг, включающий в себя, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В "данные изъяты" годах Д.А.Н. показано санаторно-курортное лечение. Однако в "данные изъяты" году путевкой на санаторно-курортное лечение Д.А.Н. обеспечен не был, в связи с чем предоставленную ему путевку в "данные изъяты" года следует считать исполнением ответчиками обязательств перед получателем услуги за "данные изъяты" год. Однако "данные изъяты" 2014 года решением начальника ГКУ "ОСЗН г.Новозыбкова" Д.А.Н. снят с учета на получение путевки на санаторно-курортное лечение в "данные изъяты" году.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным решение ГКУ "ОСЗН г. Новозыбкова" от "данные изъяты" 2014 года о снятии Д.А.Н. с учета на получение путевки на санаторно-курортное лечение, признать право Д.А.Н. на получение государственной социальной услуги по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за "данные изъяты" год и обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставить Д.А.Н. дополнительную путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в счет компенсации неисполненного обязательства за "данные изъяты" год.
Решением суда от 30 сентября 2015 года исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Д.А.Н. удовлетворены.
Суд признал решение ГКУ "ОСЗН г. Новозыбкова" от "данные изъяты" 2014 года о снятии Д.А.Н. с учета на получение санаторно-курортной путевки на лечение за "данные изъяты" год незаконным и признал за Д.А.Н. право на получение государственной социальной услуги по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за "данные изъяты" год. На Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возложена обязанность предоставить Д.А.Н. дополнительную путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, в счет компенсации неисполненного перед ним обязательства за "данные изъяты" год.
В апелляционной жалобе представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, мотивируя тем, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено безусловное ежегодное предоставление обратившимся лицам санаторно-курортных путевок. Субвенции на приобретение путевок за предыдущие годы не выделяются. Решение суда о предоставлении Д.А.Н. второй путевки за "данные изъяты" год лишает других граждан права на лечение в порядке очереди.
В письменных возражениях помощник Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области П.С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Д.А.Н. представитель ГКУ "ОСЗН г. Новозыбкова" надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н., объяснения представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области К.Е.В. поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора о законности принятого решения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно справке ФГУ ГБ МСЭ по Брянской области N Д.А.Н. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, бессрочно.
В "данные изъяты" годах Д.А.Н. было показано санаторно-курортное
лечение. "данные изъяты" года, "данные изъяты" года и "данные изъяты" года ему выделялись путевки в санаторий " "данные изъяты"
В "данные изъяты" прокурор обращался с иском в Советский районный суд г.Брянска о возложении обязанности на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области по предоставлению Д.А.Н. путевки на санаторно-курортное лечение за "данные изъяты" год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
Определением Советского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ года производство по делу было прекращено в связи с предоставлением Д.А.Н. путевки в санаторий "данные изъяты" с датой заезда "данные изъяты"
"данные изъяты" решением начальника ГКУ "ОСЗН г.Новозыбкова" Д.А.Н. снят с учета на получение путевки на санаторно-курортное лечение в "данные изъяты" году в связи с предоставлением путевки в текущем календарном году.
Суд, удовлетворяя иск прокурора об отмене указанного решения и признании за Д.А.Н. права на предоставление ему дополнительной путевки на санаторно-курортное лечение за "данные изъяты" год, руководствовался положениями Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ и исходил из того, что Д.А.Н., как инвалид, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на ежегодное получение санаторно-курортного лечения.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. (п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 указанного Федерального закона).
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Администрацией Брянской области, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 года N2420-р, реализация части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно с 01.01.2011 года осуществляет Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области ( далее Департамент).
Порядок оказания указанной социальной услуги определен Постановлением Правительства Брянской области от 24.02.2014 года N54-п (далее Порядок).
Согласно положений указанного Порядка из граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки и обратившихся за ее получением Департамент формирует областной реестр граждан в хронологическом порядке исходя из даты и времени подачи заявления на предоставление санаторно-курортной путевки. Прием документов на получение путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется учреждениями, подведомственными департаменту, по месту жительства (постоянного или преимущественного проживания) гражданина. (п. 1.5, п.1.6, п.1.7 Порядка).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Департаментом( п.3.1 Порядка).
Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных и муниципальных нужд".
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1,4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 (далее Правила) финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определяется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, на каждый финансовый год. На 2014 год установлен норматив финансовых затрат на одного гражданина по санаторно-курортному лечению -103 руб. 75 коп. (Приказ Минтруда РФ от 11 сентября 2013 года N 459н).
Как следует из материалов дела, в соответствии с существующей методикой расчета Брянской области выделено субвенций в 2014г.- "данные изъяты" руб.
Исходя из объема бюджетных ассигнований предоставление путевок возможно 1 раз в 2 или 3 года. При этом действующим законодательством не предусмотрено предоставление путевки за предыдущие года.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Материалами дела установлено, что Д.А.Н. были выделены санаторно-курортные путевки в санаторий "данные изъяты" в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годах и в ДД.ММ.ГГГГ г. с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Д.А.Н ... вновь поставлен на учет на получение санаторно-курортной путевки на основании заявления и медицинской справки от ДД.ММ.ГГГГ года.
При указанных обстоятельствах выводы суда о нарушении прав Д.А.Н. не соответствуют требованиям закона, что в соответствии с ч.2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 30 сентября 2015 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Д.А.Н. к Государственному казенному учреждению "Отдел социальной защиты населения города Новозыбкова", Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным решения о снятии с учета на получение санаторно-курортной путевки, возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение за "данные изъяты" год - отказать.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда Е.В. Апокина
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.