Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
при секретаре Клищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе Врио заместителя Губернатора Брянской области Петушковой Г.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 23 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Навлинского района Брянской области в интересах несовершеннолетней В.С.С. к Правительству Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Навлинского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что В.С.С. является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием "данные изъяты", наблюдается в ГБУЗ "Навлинская ЦРБ" по четвертой группе здоровья, а также регулярно обследуется в педиатрическом отделении первого МГМУ им. Сеченова.
Согласно выписному эпикризу В.С.С. рекомендованы следующие лекарственные препараты: метипред, селлсепт (микофенолат мофетил), плаквенил, панангин, курантил, кальций Д3 никомед, альфакальцидол.
После завершения стационарного лечения ГБУЗ "Навлинская ЦРБ" рецепты были выписаны лишь на пять препаратов: метипред, селлсепт, плаквенил, курантил, альфакальцидол. В последующее посещение - 08 апреля 2015 года, ГБУЗ "Навлинская ЦРБ" В.С.С. рекомендованы лишь курантил, метипред и альфакальцидол.
В 2015 году В.Т.Е. обратилась в Департамент здравоохранения Брянской области для решения вопроса об обеспечении ее ребенка препаратом "селлсепт". Однако до настоящего времени несовершеннолетняя В.С.С. не обеспечена не только жизненно необходимыми лекарственными препаратами "селлсепт", "плаквенил", "метипред", но и с февраля 2015 года не получает также "курантил", в связи с чем нарушается ее право на получение бесплатной медицинской помощи, и ставятся под угрозу ее жизнь и здоровье.
С учетом уточненных исковых требований истец просил суд обязать Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственных препаратов "плаквенил", "селлсепт", "метипред", для В.С.С. в соответствии с заявками Департамента здравоохранения Брянской области; обязать Правительство Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов "плаквенил", "селлсепт", "метипред", для В.С.С.; обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить В.С.С. лекарственными препаратами "плаквенил", "селлсепт", "метипред", в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств областного бюджета.
23 сентября 2015 года Советский районный суд г. Брянска постановилрешение об удовлетворении исковых требований прокурора Навлинского района в интересах В.С.С.
Суд обязал Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственных препаратов "плаквенил", "селлсепт", "метипред" для В.С.С. в соответствии с заявками Департамента здравоохранения Брянской области; обязал Правительство Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственных препаратов "плаквенил", "селлсепт", "метипред" для В.С.С.; обязал Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить В.С.С. лекарственными препаратами "плаквенил", "селлсепт", "метипред" в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств областного бюджета.
В апелляционной жалобе Врио заместителя Губернатора Брянской области Петушкова Г.В. просит решение суда отменить в части установления порядка исполнения закона о бюджете путем обязания Департамента финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственных препаратов "плаквенил", "селлсепт" и "метипред" для В.С.С. в соответствии с заявками Департамента здравоохранения Брянской области. Считает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, что в силу статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного решения. Указывает на то, что возложение на Департамент финансов обязанности по выделению денежных средств является ограничением права органа, исполняющего Закон о бюджете, на самостоятельное решение вопросов исполнения данного Закона в пределах предоставленных законодательством полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Навлинского района Брянской области Фролова Ю.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и, с учетом компетенции каждого из ответчиков, распределил между ними обязанности по обеспечению В.С.С. лекарственными препаратами, поскольку необеспечение В.С.С. жизненно важными лекарственными препаратами нарушает ее права на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированные Конституцией РФ, и ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Фроловой И.М., выслушав объяснения представителя Департамента финансов Брянской области Малаева С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Николаеву С.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В силу статей 3, 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В.С.С. является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием "данные изъяты".Согласно выписному эпикризу из истории болезни N В.С.С. рекомендованы лекарственные препараты: "метипред", "селлсепт" ("микофенолат мофетил"), "плаквенил", "панангин", "курантил", "кальций Д3 никомед", "альфакальцидол".
Статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" обязанность своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае - Департамент здравоохранения Брянской области.
Кроме того, названным Постановлением Правительства Российской Федерации на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения, а также им рекомендовано увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, детских домов, домов - интернатов для инвалидов и престарелых и других организаций здравоохранения и социальной сферы.
Постановлением Правительства от 18 октября 2013 года N 932 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Данная программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) и средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предусмотрен бесплатный отпуск всех лекарственных средств и средств медицинской реабилитации за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Согласно Уставу Брянской области Правительство Брянской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Брянской области, законов области, иных нормативных правовых актов области. Правительство Брянской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Полномочия Департамента финансов Брянской области определены Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года N 52 "О переименовании финансового управления Брянской области", к которым относятся полномочия по составлению для представления Губернатором Брянской области в Брянскую областную Думу проектов законов Брянской области об областном бюджете, о внесении изменений в областной бюджет, необходимых документов и материалов, направляемых одновременно с ними.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 76 "Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Брянской области" департамент здравоохранения Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки соответствующих разделов региональных комплексных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области.
К задачам департамента здравоохранения отнесено участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании неправомерным необеспечения В.С.С. необходимым лекарственным препаратом по причине отсутствия в бюджете субъекта достаточных финансовых средств, поскольку формирование бюджета, его расходование должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить всех нуждающихся в медицинской помощи граждан.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора Навлинского района Брянской области, поскольку необеспечение В.С.С. лекарственными препаратами "плаквенил", "селлсепт", "метипред" нарушает ее право на получение бесплатной медицинской помощи, ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.