Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе и.о. директора Департамента здравоохранения Брянской области Маклашова А.И., апелляционной жалобе законного представителя несовершеннолетнего К.И.А., апелляционному представлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области на решение Советского районного суда г. Брянска от 16 октября 2015 года по гражданскому делу по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах несовершеннолетнего К.А.И. к Правительству Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что несовершеннолетний К.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием "данные изъяты". В связи с имеющимся заболеванием по медицинским показаниям ему показана терапия лекарственным препаратом "Куван". Вместе с тем, Департамент здравоохранения Брянской области жизненно необходимым лекарственным препаратом "Куван" ребенка-инвалида не обеспечивал.
Поскольку указанный лекарственный препарат является для несовершеннолетнего К.А.И ... жизненно важным, из-за отсутствия в аптеке требуемого ему препарата отец ребенка К.И.А. в декабре 2014 года и в феврале 2015 года приобретал его за собственные денежные средства, что составило "данные изъяты"
Просил суд признать незаконным бездействие Правительства Брянской области, Департамента финансов Брянской области, Департамента здравоохранения Брянской области, выраженное в непринятии мер по обеспечению несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным препаратом "Куван"; обязать Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И.; обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить К.А.И. препаратом "Куван" в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Департамента здравоохранения Брянской области в пользу К.И.А. денежные средства в размере "данные изъяты"
Решением Советского районного суда г. Брянска от 16 октября 2015 года исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области удовлетворены частично.
Суд взыскал с Департамента здравоохранения Брянской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего К.И.А. денежные средства в размере "данные изъяты"
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и.о. директора Департамента здравоохранения Брянской области Маклашов А.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение. Полагает, что решение суда вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном применении норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Департаментом принимались все возможные меры по обеспечению К.А.И. лекарственным препаратом "Куван", что свидетельствует об отсутствии вины Департамента в необеспечении К.А.И. указанным лекарственным препаратом.
В апелляционной жалобе К.И.А. просит решение суда отменить и требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области удовлетворить в полном объеме. Указывает на то, что до обращения прокурора в суд с данным иском ответчиками не принималось никаких мер по обеспечению ребенка-инвалида необходимым лекарственным препаратом. Таким образом, существует вероятность, что после января 2016 года вновь возникнет необходимость в защите прав ребенка в судебном порядке, это займет значительное время. Вместе с тем, перерыв в курсе лечения препаратом "Куван" невозможен, учитывая тяжесть заболевания ребенка и особенности лечения.
В апелляционном представлении Новозыбковский межрайонный прокурор Мосина С.Ю. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Полагает, что решение вынесено судом с нарушением норм процессуального права, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не дана оценка бездействию ответчиков до 20 марта 2015 года и отказам Правительства Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области в обеспечении несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным средством. Кроме того, судом не установлено, каким образом ответчиками организованы мероприятия по обеспечению К.А.И. лекарственным средством, за счет каких средств и являются ли данные меры и средства достаточными для постоянного обеспечения ребенка лекарственным средством в соответствии с медицинскими показаниями.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Фроловой И.М., выслушав объяснения представителя Департамента здравоохранения Брянской области Латышевой О.В., законного представителя несовершеннолетнего К.А.И. К.И.А., выслушав прокурора Николаеву С.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания искового заявления Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области усматривается наличие материального спора о праве на обеспечение несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным препаратом и взыскание денежных средств, что предполагает рассмотрение заявления в гражданском порядке.
При таких обстоятельствах рассмотрение судом первой инстанции исковых требований Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в порядке, предусмотренном для обжалования действий и решений должностных лиц, то есть в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, не может быть признано правильным.
Таким образом, судом первой инстанции неверно определен вид судопроизводства, в котором разрешаются заявленные Новозыбковским межрайонным прокурором Брянской области требования.
Исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, разъяснений, данных в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2, принимая во внимание, что предметом исследования по заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области в интересах несовершеннолетнего К.А.И. является материальное право сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный спор должен рассматриваться по правилам искового производства.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии со статьей 7 этого же Закона дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Из статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ следует, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. Заключением ГБОУ ВПО "РНИМУ им. Пирогова" Минздрава России К.А.И. рекомендована терапия препаратом "куван", который необходим ему по жизненным показаниям.
С 1 января 2008 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
К.А.И., как ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, входит в перечень групп населения и видов заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
Согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 28 декабря 2012 года N 1266, медицинская помощь на территории Брянской области оказывается за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области, бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств областного бюджета. За счет ассигнований областного бюджета предоставляются лекарственные средства в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 76 "Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Брянской области" департамент здравоохранения Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки соответствующих разделов региональных комплексных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области,
К задачам департамента здравоохранения отнесено участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения.
Департамент здравоохранения в области экономической деятельности и учета является главным распорядителем средств областного бюджета.
Как усматривается из материалов дела, ввиду отсутствия необходимого бесплатного обеспечения ребенка назначенным лекарственным препаратом, К.И.А. в декабре 2014 года и феврале2015 года за собственные средства приобрел его по цене "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно, уплатив за него согласно кассовым и товарным чекам "данные изъяты"
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о взыскании с Департамента здравоохранения Брянской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего К.И.А. денежных средств в размере "данные изъяты", поскольку К.И.А. фактически понесены расходы на приобретение для сына лекарства в указанном размере. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетний К.А.И. согласно представленным льготным рецептам ежемесячно получал лекарственный препарат "Куван" в количестве одной упаковки с 20 марта 2015 года. Однако доказательств того, что несовершеннолетний К.А.И. в декабре 2014 года и в феврале 2015 года обеспечивался Департаментом здравоохранения Брянской области жизненно необходимым лекарственным препаратом "Куван" суду не представлено.
В связи с изложенным, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Правительства Брянской области, Департамента финансов Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области, выраженное в непринятии мер по обеспечению несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным средством "Куван"; обязании Правительства Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И.; обязании Департамента финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственного препарата "Куван"; обязании Департамента здравоохранения Брянской области обеспечить К.А.И. препаратом "Куван" в соответствии с медицинскими показаниями. Выводы суда в данной части, по мнению судебной коллегии, являются противоречивыми и опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области о признании незаконным бездействия Правительства Брянской области, Департамента финансов Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области, выраженное в непринятии мер по обеспечению несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным средством "Куван"; обязании Правительства Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И.; обязании Департамента финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственного препарата "Куван"; обязании Департамента здравоохранения Брянской области обеспечить К.А.И. препаратом "Куван" в соответствии с медицинскими показаниями.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 октября 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, действующего в интересах несовершеннолетнего К.А.И., о признании незаконным бездействия Правительства Брянской области, Департамента здравоохранения Брянской области, Департамента финансов Брянской области, выраженного в непринятии мер по обеспечению несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным препаратом "Куван"; обязании Правительства Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И.; обязании Департамента финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И.; обязании Департамента здравоохранения Брянской области обеспечить К.А.И. препаратом "Куван" в соответствии с медицинскими показаниями, отменить и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным бездействие Правительства Брянской области, Департамента здравоохранения Брянской области, Департамента финансов Брянской области, выраженное в непринятии мер по обеспечению несовершеннолетнего К.А.И. лекарственным препаратом "Куван".
Обязать Правительство Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И..
Обязать Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственного препарата "Куван" для К.А.И..
Обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить К.А.И. препаратом "Куван" в соответствии с медицинскими показаниями.
В остальной части решение Советского районного суда г. Брянска от 16 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. директора Департамента здравоохранения Брянской области Маклашова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.