Заместитель председателя Магаданского областного суда Мирошникова С.В., рассмотрев жалобу Г. на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 июля 2015 года и решение судьи Магаданского областного суда от 14 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении " ... " Г.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 июля 2015 года " ... " Г. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " руб.
Решением судьи Магаданского областного суда от 14 сентября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Г. - без удовлетворения.
В поступившей в Магаданский областной суд 27 октября 2015 года жалобе Г. поставлен вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы.
Постановлением мэрии г. Магадана от 31 декабря 2014 года N ... Департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии г. Магадана (далее - Департамент ЖКХ и КИ) определен главным распорядителем средств в размере " ... " рублей, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы Магаданской области "Содействие муниципальным образованиям Магаданской области в реализации муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры" на 2014-2017 годы".
В данном постановлении не указан период, в течение которого Департамент ЖКХ и КИ является главным распорядителем средств, а указана сумма, мероприятия и порядок отчета перед Министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Министерство), что свидетельствует о наличии статуса главного распорядителя средств до полного выполнения мероприятий в пределах объема денежных средств, а не до окончания финансового года - 31 декабря 2014 года.
Денежные средства в рамках указанной программы были перечислены на единый счет бюджета муниципального образования "Город Магадан" в апреле и мае 2015 года. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрен возврат денежных средств, поступивших на единый счет бюджета муниципального образования главному распорядителю средств областного бюджета, из которого они поступили.
Вывод о необходимости внесения изменений в решение Магаданской городской Думы от 23 декабря 2014 N 94-Д "О бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2015 год" не соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела, поскольку пунктом 3 статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, имеющие целевое назначение, в том числе поступающие в бюджет в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242 указанного Кодекса, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое
назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без
внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый
год (текущий финансовый год и плановый период).
Г. не является субъектом правоотношений, регулируемых государственной программой Магаданской области "Содействие муниципальным образованиям Магаданской области в реализации муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры" на 2014-2016 годы", соответственно, у нее отсутствуют законные основания для осуществления контроля за выполнением главными распорядителями средств бюджетов тех или иных мероприятий, направленных на соблюдение условий выполнения указанного Соглашения.
Поскольку Комитетом по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет по финансам) при перечислении средств субсидии с единого счета бюджета главному распорядителю на финансирование мероприятий, указанных в приложении N ... к Соглашению, нарушений законодательства не допущено, по мнению автора жалобы, отсутствует состав административного правонарушения и должностное лицо не подлежит ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ.
На момент вступления в силу решения суда Г. была уволена с занимаемой должности (распоряжение мэрии г. Магадана от "дата" N ... ).
Определением и.о. заместителя председателя Магаданского областного суда от 29 октября 2015 года материалы по делу об административном правонарушении в отношении Г. истребованы из Магаданского городского суда Магаданской области, поступили в Магаданский областной суд 6 ноября 2015 года.
По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (часть 1 статьи 30.16 КоАП РФ).
Проверкой материалов дела, изучением доводов, изложенных в жалобе, не установлены основания для удовлетворения жалобы и отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 79.1 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий из федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации), подлежат утверждению законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете) раздельно по каждому объекту.
Статьей 136 БК РФ предусмотрено, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1).
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 БК РФ.
Согласно пункту 3 указанной статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями приведенного Кодекса.
В федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (статья 179.3 БК РФ).
Постановлением администрации Магаданской области от 19.12.2013 N 1300-па утверждена государственная программа Магаданской области "Содействие муниципальным образованиям Магаданской области в
реализации муниципальных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры" на 2014-2017 годы" (далее - Государственная программа). В соответствии с разделом VII указанной программы обязательным условием предоставления субсидии из областного бюджета является наличие действующей муниципальной программы развития коммунальной инфраструктуры.
Решением Магаданской городской Думы от 03.12.2013 N 98-Д утверждена программа "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Магадан" на 2014-2023 годы" (далее - Муниципальная программа).
"дата" между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области и мэрией города Магадана заключено соглашение N ... о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования "Город Магадан" на проведение мероприятий в рамках Государственной программы в сумме " ... " руб. (далее - Соглашение).
Предметом указанного Соглашения является предоставление Министерством из областного бюджета Магаданской области субсидии муниципальному образования "Город Магадан" в 2014 году, срок действия Соглашения - до 31 декабря 2014 года (пункт 6.2 Соглашения).
Постановлением мэрии г. Магадана от 31 декабря 2014 N ... главным распорядителем средств, выделенных из областного бюджета в соответствии с Соглашением в размере " ... " руб. определен Департамент ЖКХ и КИ.
Как следует из материалов дела, платежными поручениями от 30.04.2015 N ... и от 15.05.2015 N ... Министерством перечислены Комитету по финансам в рамках Государственной программы субсидии в размере " ... " рублей и " ... " руб. соответственно, всего на общую сумму " ... " рублей, код вида расхода 522.
По коду вида расхода 522 целевым назначением перечисленных денежных средств является софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
В связи с поступлением из областного бюджета целевых средств в размере " ... " руб., " ... " Г. Департаменту ЖКХ и КИ, как главному распорядителю бюджетных средств, доведены лимиты бюджетных обязательств и перечислены деньги в указанном размере расходными расписаниями 23.04.2015 N ... ; 05.05.2015 N ... ; 06.05.2015 N ... ; 20.05.2015 N ... , при этом, исходя из назначения средств областного бюджета по коду вида расходов 522, расходование предоставленных в рамках Государственной программы субсидий по коду вида расходов 810, КОСГУ 226, 241 не соответствует назначению денежных средств. Соответственно, Г. был изменен код вида расходов межбюджетных трансфертов, определена КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Также в связи с поступлением из областного бюджета целевых средств в размере " ... " руб. Комитетом по финансам внесены изменения в сводную бюджетную роспись, главному распорядителю бюджетных средств Департаменту ЖКХ и КИ доведены лимиты и перечислены денежные средства в указанном размере без внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2015 год.
Указанные денежные средства областного бюджета были распределены в 2015 году, т.е. за пределами финансового года, в котором действовало Соглашение.
При этом, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства расходные обязательства муниципального образования "Город Магадан" и Магаданской области формируются и исполняются в пределах финансового года.
" ... " Г. нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов, в связи с доведением лимитов и перечислением Департаменту ЖКХ и КИ средств субсидий областного бюджета в сумме " ... " руб., в соответствии с расходными расписаниями от 23.04.2015 N ... , от 05.05.2015 N ... , от 06.05.2015 N ... , от 20.05.2015 N ... , до внесения изменений в решение Магаданской городской Думы от 23.12.2014 N 94-Д "О бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2015 год".
Денежные средства межбюджетного трансферта направлены не на оплату по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Обстоятельства совершения Г. правонарушения по статье 15.15.3 КоАП РФ подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 июня 2015 года; объяснениями Г.; расходными расписаниями от 23.04.2015 N ... , от 05.05.2015 N ... , от 06.05.2015 N ... , от 20.05.2015 N ... ; договорами на предоставление субсидий из областного бюджета на софинансирование мероприятий на суммы по Соглашению от "дата" N ... и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании распоряжения мэрии города Магадана от "дата" N ... на должность " ... " назначена Г.
Согласно п. 1.1 Положения Комитет по финансам мэрии г. Магадана - функциональный орган мэрии города Магадана, осуществляющий проведение единой финансово-бюджетной и налоговой политики в муниципальном образовании "Город Магадан" и координирующий деятельность в этой сфере отраслевых (функциональных) и территориальных органов мэрии города Магадана.
" ... "
При обстоятельствах, установленных по делу, выводы о наличии в действиях (бездействии) Г. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в деле доказательствам.
Довод жалобы о том, что Департамент ЖКХ и КИ на период перечисления денежных средств апреле и мае 2015 года является главным распорядителем средств, во внимание принят быть не может, поскольку указанным статусом Департамент ЖКХ и КИ обладал до окончания соответствующего финансового года - 31 декабря 2014 года, что следует из содержания Соглашения от "дата", статей 5, 12, 65 БК РФ.
Также несостоятелен довод, со ссылкой на пункт 3 статьи 232 БК РФ, об отсутствии необходимости внесения изменений в решение Магаданской городской Думы от 23.12.2014 N 94-Д "О бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2015 год".
Установленный статьей 232 БК РФ порядок внесения изменений в закон о бюджете является фактически порядком использования доходов, полученных при исполнении бюджета, а в соответствии с пунктом 3 статьи 79.1 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий из федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации), подлежат утверждению законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете) раздельно по каждому объекту.
Довод о том, что на момент вступления в силу решения суда Г. была уволена с занимаемой должности (распоряжение мэрии "адрес" от "дата" N ... ), правового значения не имеет, поскольку на момент совершения правонарушения Г. являлась " ... ", а следовательно, субъектом вмененного правонарушения.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Постановление о привлечении Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение может быть отменено лишь в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, нарушений норм процессуального права не допущено, дело об административном правонарушении рассмотрено в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их изменения, вопреки доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 30 июля 2015 года и решение судьи Магаданского областного суда от 14 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении " ... " Г., оставить без изменения, жалобу Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Магаданского областного суда С.В. Мирошникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.