Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
рассмотрела в открытом заседании в городе Владимире 10 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации города Коврова на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 6 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Мироновой К. П. к администрации г. Коврова удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Коврова в постановке на учет Мироновой К. П. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (постановление администрации **** от ****).
Обязать администрацию г. Коврова повторно рассмотреть заявление Мироновой К. П., **** года рождения, о признании и принятии ее на учет нуждающейся в жилом помещении по категории "страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний" на заседании жилищной комиссии г. Коврова.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Мироновой К.П. и представителя истца прокурора Щеголевой Т.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Мироновой К.П. к администрации г. Коврова о признании незаконным отказа в постановке на учет Мироновой К.П. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (постановление **** от ****) и обязании повторно рассмотреть заявление Мироновой К.П. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний" на заседании жилищной комиссии.
В обоснование своих требований указал, что **** Миронова К.П. обратилась в администрацию г. Коврова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания.
**** жилищной комиссией администрации г. Коврова в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на непредставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и представление документов, не подтверждающих право на постановку на учет по указанному основанию.
Постановлением администрации г. Коврова от 15 июля 2015 года данное решение жилищной комиссии было утверждено.
Полагал отказ администрации г. Коврова в удовлетворении заявления Мироновой К.П. незаконным.
В судебном заседании старший помощник Ковровского городского прокурора Корякина Е.А. поддержала заявленные требования.
В судебном заседании Миронова К.П. и ее представитель Джоджуа М.В. поддержали заявленные прокурором требования.
Представитель ответчика администрации г. Коврова Кузина Н.Н. исковые требования не признала, указывая на то, что постановка Мироновой К.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещения в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания возможно при условии признания ее малоимущей. Учитывая, что документа, подтверждающего признание Мироновой К.П. малоимущей не представлено, оснований для удовлетворения ее заявления у администрации не имелось. Кроме того, представленные Мироновой К.П. документы не подтверждали наличие у нее тяжелой формы хронического заболевания. Просила в удовлетворении требований прокурора отказать.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Коврова ставит вопрос об отмене решения, считая его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления указанного права, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.Руководствуясь указанным Федеральным законом и Жилищным кодексом РФ администрация города Коврова постановлениями от 29 августа 2013 года N 1993 и от 10 октября 2014 года N 2503 утвердила Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Положение о жилищной комиссии администрации города.
Согласно п. 3.1 указанного Административного регламента основанием для начала административной процедуры является личное обращение заявителя в отдел с заявлением и документами, указанными в пункте 2.6 настоящего Регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Если имеются основания для отказа в приеме документов, предусмотренные пунктом 2.7 настоящего Регламента, или документы, указанные в пункте 2.6 настоящего Регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, по форме, содержанию, комплектности не соответствуют требованиям действующего законодательства, специалист, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для получения муниципальной услуги, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению. Если заявитель настаивает на их представлении, заявление регистрируется в установленном порядке и в течение 30 рабочих дней со дня подачи документов на комиссии принимается решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, которое утверждается постановлением администрации города Коврова.
В соответствии с п. 3.2 Положения о жилищной комиссии администрации города Коврова комиссия проводит работу по разъяснению жилищного законодательства. Пунктом 3.3 указанного Положения к функциям комиссии отнесены: рассмотрение заявления граждан о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях; проверка наличия и достоверности прилагаемых к заявлению документов.
Таким образом, жилищная комиссия администрации города Коврова уполномочена оказывать муниципальную услугу по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. При этом оказание данной услуги должно производиться с учетом обязательного разъяснения лицу, обратившемуся за ее получением, требований действующего законодательства к порядку такого обращения, а также к представляемым документам. В случае препятствий к оказанию муниципальной услуги по причине непредставления заинтересованным лицом каких-либо документов, представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также документов, не подтверждающих обстоятельства, с которыми заинтересованное лицо связывает наличие у него права на постановку на учет, специалист комиссии обязан указать на это и разъяснить необходимость их устранения.
Судом установлено, что **** Миронова К.П. обратилась в администрацию города Коврова с заявлением, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с наличием у нее тяжелой формы хронического заболевания. К указанному заявлению Миронова К.П. приложила 7 документов, в число которых входила справка врачебной комиссии. Данное заявление и прилагаемые к нему документы согласно перечню были приняты ведущим специалистом администрации города Коврова, каких-либо отметок на заявлении о несоответствии представленных Мироновой К.П. документов требованиям законодательства не имеется.
Доказательств, подтверждающих уведомление Мироновой К.П. о том, что представленная ею справка не подтверждает ее право на постановку на учет, поскольку указанное в нее заболевание не включено в Перечень тяжелых форм заболеваний, ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом судом установлено, что согласно выписке из истории болезни, а также сведениям ФГБУ "ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева", Миронова К.П. имеет заболевания ****, ****, которые соответствуют заболеваниям, указанным в п. 2 Перечня тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378.
Таким образом, учитывая, что каких-либо разъяснений о наличии препятствий для удовлетворения заявления о постановке на соответствующий учет Миронова К.П. не получала, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении оспариваемым постановлением прав и свобод Мироновой К.П. и незаконности отказа администрации города Коврова в удовлетворении заявления Мироновой К.П. в связи с представлением ею документа, не подтверждающего право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Данное обстоятельство является достаточным для удовлетворения требований прокурора, в связи с чем доводы жалобы о незаконности вывода суда о том, что для постановки Мироновой К.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не требуется признание ее малоимущей, по мнению судебной коллегии, не влекут отмены обжалуемого судебного акта.
При оценке данного довода судебная коллегия исходит из того, что прокурором также заявлено требование об обязании администрации города Коврова рассмотреть заявление Мироновой К.П. на заседании жилищной комиссии.
Следовательно вопрос о наличии у Мироновой К.П. права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по существу не разрешен. При этом принятие судом оспариваемого решения, в том числе с учетом его мотивировочной части, не лишает жилищную комиссию и администрацию города Коврова принять решение в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства с учетом позиции, изложенной администрацией города Коврова в апелляционной жалобе.
Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статье 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Коврова - без удовлетворения.
Председательствующий: Лепёшин Д.А.
Судьи: Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.