Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Семенова А.В.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 8 декабря 2015 года административное дело по апелляционной жалобе начальника территориального отделения во Владимирской области г. Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Забираловой С.В. на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 3 августа 2015 года, которым постановлено:
заявление Тихонова Д. В. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения во Владимирской области г. Владимир Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЗРУЖО МО РФ) Забираловой С. В. от **** за **** о снятии Тихонова Д. В. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника территориального отделения во Владимирской области г. Владимир Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации восстановить Тихонова Д. В. и членов его семьи: супругу Тихонову Н. В., дочь М. и сына А. в Едином государственном реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты постановки на учет с **** в целях реализации ими права на получение жилого помещения в натуре или выплаты единовременной денежной выплаты для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихонов Д.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК
РФ, предъявив указанные выше требования, а также просил о возложении обязанности предоставить жилое помещение в избранном месте жительства либо жилищную субсидию.
Впоследствии, в судебном заседании Тихонов Д.В. уточнил заявленные требования, настаивая только на признании незаконным решения о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании восстановить на данном учете с даты постановки на учет.
В обоснование требований указал, что проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ в течение **** и **** уволен в отставку по состоянию здоровья. До увольнения жилищной комиссией войсковой части **** был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства с учетом членов семьи и по **** состоял на этом учете. За этот период ему дважды предлагалось жилье в **** и в ****, от которого он в силу объективных причин отказался, подав рапорт о предоставлении жилищной субсидии. **** ему стало известно, что указанным выше решением от **** он с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Основанием для снятия с учета послужило владение им жилым домом площадью **** кв.м по адресу: **** период с **** по ****. Полагая оспариваемое решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, указал, что это жилое помещение относилось к частному жилому фонду, приобретено его родителями по договору купли-продажи и наследства, было непригодно для проживания, находилось в неудовлетворительном состоянии с общим процентом физического износа 60%; сделка была совершена не с целью постановки на жилищный учет.
В судебном заседании административный истец Тихонов Д.В., представляющий также интересы несовершеннолетних М. и А., и его представитель Степанов А.В. поддержали доводы заявления.
Заинтересованное лицо Тихонова Н.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и об удовлетворении заявленных требований.
Представитель территориального отделения во Владимирской области г. Владимир ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и начальник данного Отделения Забиралова С.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в ее отсутствие, представила возражения на заявление. В обоснование указала, что в связи с отчуждением в 2008 году Тихоновым Д.Н. принадлежащего ему жилого дома общей площадью **** кв.м, он согласно ст. 53 ЖК РФ подлежал постановке на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Поэтому жилищная комиссия **** должна была принять решение об отказе в постановке на учет нуждающихся, основываясь на п. 3 ст. 54 ЖК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник территориального отделения во Владимирской области г. Владимир ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ Забиралова С.В. просит отменить решение суда в связи с нарушением или неправильным применением норм материального права (а именно: применение закона, не подлежащего применению, и неприменение закона, подлежащего применению).
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие заинтересованного лица Тихоновой Н.В., административных ответчиков: территориального отделения во Владимирской области г.Владимир ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и начальника данного Отделения Забираловой С.В.
Заслушав объяснения административного истца Тихонова Д.В., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "а" п. 6 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по состоянию здоровья.
В силу пп. "и" п. 7 данного Порядка избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является одним из оснований признания указанных лиц нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Как установлено судом первой инстанции и материалами дела, старший сержант Тихонов Д.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и приказом командира войсковой части **** от **** **** досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (пп. "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, и оставлением на учете нуждающихся в получении жилой площади по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма.
На момент увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 16 лет 08 месяцев 06 дней.
Приказом командира войсковой части **** от **** **** (по строевой части) Тихонов Д.В. исключен из списков личного состава части с ****, направлен на учет в военный комиссариат Владимирской области по Петушинскому району с оставлением на учете нуждающихся в получении жилой площади по избранному после увольнения месту жительства по договору социального найма.
В период прохождения военной службы Тихонов Д.В. с семьей (состав семьи 4 человека - он, супруга, дочь и сын) был обеспечен служебным жилым помещением: первоначально **** (сдано КЭЧ), а затем - двухкомнатной квартирой площадью **** кв.м по адресу: **** (военный городок), ****. По указанному адресу до настоящего времени зарегистрированы по месту жительства и проживают Тихонов Д.В., его супруга Тихонова Н.В., дочь - М., сын - А.
Установлено, что **** Тихонов Д.В. обратился с рапортом к командиру войсковой части **** об увольнении его с военной службы по состоянию здоровья с предоставлением на состав семьи 4 человека жилого помещения либо государственного жилищного сертификата в избранном им месте жительства - ****, указав в рапорте, что на увольнение
без предоставления жилого помещения либо ГЖС не согласен.
До увольнения со службы, **** Тихонов Д.В. на основании его рапорта решением жилищной комиссии войсковой части **** (протокол **** от ****) был принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства ( ****).
Также Тихонов Д.В. был включен в реестр нуждающихся в предоставлении жилых помещений (значится в ПИ РО "Алушта"), что также подтверждается личной карточкой очередника **** по ЗРУЖО.
Жилых помещений на праве собственности и по договору социального найма Тихонов Д.В. и члены его семьи не имеют. Также Тихоновым Д.В. дано обязательство об освобождении служебного жилого помещения при предоставлении жилья в избранном месте жительства.
В мае 2012 года и июне 2014 года Тихонову Д.В. направлялись извещения о распределении ему жилого помещения - квартиры в ****, в ****, согласие на получение которых дано не было по объективным причинам.
Из личной карточки очередника следует, что вид жилищного обеспечения Тихонова Д.В. избран - жилищная субсидия по его волеизъявлению.
Однако, решением **** начальника территориального отделения во Владимирской области г. Владимир ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ Забираловой С.В. от **** Тихонов Д.В. с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В обоснование этого решения указано, что оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении **** у Тихонова Д.В. не возникло, так как **** он произвел отчуждение принадлежащего ему с **** на праве собственности жилого дома общей площадью 60,1 кв.м, расположенного по адресу: ****. Также на момент увольнения **** право состоять в списках очередников на получения жилья не было.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу и проанализировал примененные нормы права - ст.ст. 59, 71 Конституции РФ, ст.ст. 2, 15 Закона "О статусе военнослужащих", п. 6, п. 7 Порядка учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, Приказа Минобороны РФ от 03.11.2010 N 1455, верно указав, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы, является самостоятельным основанием постановки на учет, предусмотренным пп. "и" п. 7 названного выше Порядка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводам о том, что у Тихонова Д.В., имеющего необходимую выслугу лет и уволенного по
состоянию здоровья, правовые основания, свидетельствующие о наличии права состоять в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилого помещения в избранном месте жительства, имели место и не отпали на момент вынесения оспариваемого решения. Одновременно суд принял во внимание, что с даты отчуждения Тихоновым Д.В. жилого дома прошло более 6 лет, в связи с чем, в 2015 году эта сделка не подлежала учету.
При этом, ссылаясь на пп. "д" п. 10 названного выше Порядка учета военнослужащих, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, суд сделал верное суждение о том, что под действие указанной нормы подпадают правоотношения, возникающие исключительно в связи с отчуждением жилых помещений, полученных от государства, в то время как Тихонов Д.В. продал жилой дом, приобретенный не за счет государственных денежных средств, и данное обстоятельство не может являться основанием снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку оспариваемым решением нарушено право Тихонова Д.В. и членов его семьи на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, право на получение которого на льготных основаниях возникло более 5 лет назад и не реализовано, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение начальника территориального отделения во Владимирской области г. Владимир ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ от **** **** о снятии Тихонова Д.В. составом семьи 4 человека с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, руководствуясь ч. 1 ст. 258 ГПК РФ в целях восстановления прав административного истца обоснованно обязал административного ответчика восстановить Тихонова Д.В. составом семьи 4 человека в реестре нуждающихся в жилых помещениях, с даты постановки на учет - с ****.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с решением суда.
Оценивая доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, судебная коллегия дополнительно учитывает, что административным ответчиком не представлено допустимых доказательств неправомерных действий должностных лиц при принятии Тихонова Д.В. на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения месте жительства.
При этом ссылка в оспариваемом решении **** от **** о снятии с учета на Инструкцию, утвержденную приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 N 1280, необоснованна, поскольку Тихонов Д.В. принят на соответствующий учет ****, то есть до принятия и вступления в силу данной Инструкции.
На момент постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в избранном после увольнения месте жительства, на дату увольнения и на дату снятия с учета Тихонов Д.В. отвечал требованиям, предусмотренным п. 6 Порядка учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (с изменениями от 14.04.2009), и отсутствовали основания для отказа в признании его нуждающимся, установленные п. 10 этого Порядка, а также не имелось оснований для снятия с учета, указанных в п. 27 Порядка. За исключением служебного жилого помещения, административный истец не обеспечивался жильем за счет Министерства обороны РФ.
Кроме того, для применения к возникшим правоотношениям положений ст. 53 ЖК РФ, на что указывает административный ответчик, необходимо наличие доказательств того, что Тихонов Д.В., отчуждая в июле 2008 года принадлежащий в порядке наследования жилой дом, совершил данные действия с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Однако таких доказательств административным ответчиком в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ) не представлено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, в том числе от 23.10.2014 N 2468-О, применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со ст. 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из объяснений Тихонова Д.В. в суде первой инстанции и суде апелляционной инстанции, акта строительно-технической экспертизы **** от **** жилого дома **** в **** следует, что его отчуждение было связано со значительным процентом износа жилого дома (60-61 %), неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, отсутствием, в связи с этим, целесообразности его восстановления и несения ежегодной обязанности по уплате имущественного налога.
При этом, на момент совершения в июле 2008 года сделки по отчуждению этого жилого дома, у Тихонова Д.В. отсутствовали основания принятия на учет нуждающихся для обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства, поскольку он не являлся лицом, увольняемым в запас, и не имел необходимой выслуги 20 лет и более, а также не подлежал увольнению по состоянию здоровья, так как данное основание возникло только через 2 года после совершения им сделки (заключение 19 ВВК от ****), и в 2008 году не мог знать о предстоящем увольнении по состоянию здоровья.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии в действиях Тихонова Д.В. намерений приобретения права состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не влекут отмену правильного по существу решения суда. Оснований к иной оценке обстоятельств и доказательств по делу судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием отмены судебного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 308-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 3 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника территориального отделения во Владимирской области г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Забираловой С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
А.В. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.