Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Петрова В. Л. на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 2 октября 2015 года, которым административный иск Петрова В.Л. к Владимирскому областному военному комиссариату, призывной комиссии Вязниковского района Владимирской области о признании незаконным решения призывной комиссии Вязниковского района от 4 июня 2015 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то оснований, обязании выдать военный билет, оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
установила:
Петров В.Л. обратился в Вязниковский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Вязниковского района от 04.06.2015г. о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то оснований, одновременно просил обязать административного ответчика выдать ему военный билет.
В обоснование заявления указал, что был поставлен на воинский учет ****, до **** ему предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу в связи с прохождением обучения. С **** он проходит службу в ****, в связи с чем, подлежал постановке на специальный воинский учет. Сослался на то, что по месту жительства с 01.07.2011г. повесток о призыве на военную службу не получал. Указал, что с момента вступления в силу Федерального закона, предусматривающего возможность принятия решения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований, действия по призыву в отношении него не производились.
В судебном заседании представитель Петрова В.Л. - адвокат Плышевская М.Е. поддержала заявленные требования. Пояснила, что ответчиком не представлено доказательств, вручения Петрову В.Л. повесток. Вины административного истца в том, что он не прошел военную службу по призыву не имеется. Оспариваемое решение нарушает права Петрова В.Л. на продолжение службы в ****.
Петров В.Л. в судебном заседании просил удовлетворить административное исковое заявление.
Административные ответчики - Владимирский областной военный комиссариат, призывная комиссия Вязниковского района Владимирской области своих представителей в судебное заседание не направили.
В письменном отзыве на заявление представитель Владимирского областного военного комиссариата просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Пояснил, что у Петрова В.Л. отсутствовали законные основания для освобождения от воинской обязанности.
Заинтересованное лицо - начальник отдела военного комиссариата Владимирской области по г. Вязники и Вязниковскому району Сусоров С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено оспариваемое решение.
В апелляционной жалобе Петров В.Л. просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным, постановленным при неправильном применении норм материального права. Указывает, что в связи с бездействием административных ответчиков он не был зачислен на специальный воинский учет в связи с прохождением службы в органах внутренних дел. Ссылается на то, что с момента вступления в законную силу ч.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ никаких действий по призыву в отношении него не производилось, повестки с 01.01.2014г. в его адрес не направлялись.
Проверив материалы дела, заслушав Петрова В.Л., его представителя адвоката Плышевскую М.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на жалобу, представленных отделом военного комиссариата Владимирской области по г.Вязники и Вязниковскому району, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Установлено, что Петров В.Л., **** года рождения, поставлен на воинский учет ****.
В период обучения в государственном образовательном учреждении **** и **** ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В соответствии с приказом N **** Петров В.Л. отчислен из ГОУ ВПО " ****" по собственному желанию.
В материалах дела имеются акты розыска гражданина, уклоняющегося от призыва, от 03.12.2009г., 02.04.2010г., 30.04.2010г., 08.06.2010г., 03.11.2010г., 13.04.2011г., 16.11.2011г., 17.10.2013г.
11.12.2014г. Петров В.Л. обратился с заявлением к начальнику отдела военного комиссариата Владимирской области по г.Вязники и Вязниковскому району с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии, оформленным протоколом N 2 от 04.06.2015г., Петрову В.Л. постановлено выдать временное удостоверение взамен военного билета до получения бланков справок взамен военного билета. При получении бланков справок, оформить и выдать справку взамен военного билета в установленном порядке.
На заседании призывной комиссии из 9 человек присутствовало 7. Результаты голосования: "за" - 7 человек (единогласно), против 0 человек.
В материалах дела имеются обращения в адрес начальника ММ ОМВД России "Вязниковский" об установлении местонахождения Петрова В.Л., согласно которым Петров В.Л. не явился в военный комиссариат 16.05.2014г. и 06.06.2014г. и не был оповещен о прибытии в связи с отсутствием по месту регистрации. Данные обращения содержат дату их направления 27.05.2014г. и 16.06.2014г.
В списках призывников на 06.06.2014г. и 16.05.2014г. Петров В.Л. числится.
Также сведения о неявке Петрова В.Л. в военный комиссариат содержатся в книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат по г.Вязники и Вязниковскому району и выдачи им повесток.
Согласно журналу учета персональных обращений, направленных в ОВД для принятия мер по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, обращения в отношении Петрова В.Л. направлены в ОВД 27.05.2014г. Ответ не получен.
Из ответа ММ ОМВД России "Вязниковский" усматривается, что 29.05.2014г. в секретариате ОМВД было зарегистрировано сопроводительное письмо Военного комиссариата Владимирской области по г.Вязники и Вязниковскому району о направлении обращения о розыске граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу. Отдельно по каждому гражданину обращения зарегистрированы не были.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент вступления в силу изменений, внесенных ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Петров В.Л. подлежал призыву на военную службу, от обязанностей, установленных указанным Федеральным законом уклонялся, законных оснований для освобождения от прохождения военной службы не имел.
Представленные административным ответчиком доказательства свидетельствуют о том, что призывной комиссией Вязниковского района Владимирской области предпринимались меры для обеспечения прохождения Петровым В.Л. военной службы, в том числе в период после 1 января 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец подлежал постановке на специальный воинский учет в связи с прохождением службы в ****, противоречат положениям ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, официальной информации по поводу службы Петрова В.Л. в ****, от работодателя в военный комиссариат не поступало.
Между тем, статьей 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. закреплены обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с момента вступления в законную силу ч.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ никаких действий по призыву в отношении него не производилось, повестки с 01.01.2014г. в его адрес не направлялись, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ссылка в жалобе на то, что в ММ ОМВД России "Вязниковский" не было зарегистрировано обращение непосредственно в отношении Петрова В.Л., не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку отсутствие указанной информации говорит лишь об отсутствии регистрации обращения в отношении каждого гражданина.
Ст. 59 Конституции Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Судебной коллегией, как и судом первой инстанции, не было установлено законных оснований для освобождения Петрова В.Л. от исполнения установленного Конституцией Российской Федерации долга по защите Отечества.
Доводы о том, что лично Петрову В.Л. не вручалась повестка, а потому он должен был быть освобожден от воинской обязанности, и ему должен быть выдан военный билет, судебная коллегия находит не состоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах закона.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 2 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова В.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Л.В. Огудина
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.