СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Смирновой Н.И, Архаровой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
с участием прокурора Ковригиной О.Н,
рассмотрела в судебном заседании 03 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 22 сентября 2015 года, по которому
иск прокурора в интересах Козлова К.А. удовлетворен;
возложена обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" предоставить Козлову К.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте пгт. "Адрес обезличен" общей площадью не менее ... кв.м, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, пояснение прокурора Ковригиной О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Вымского района, действуя в интересах Козлова К.А., обратился в суд с иском к АМО МР "Усть-Вымский" о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда общей площадью не менее ... кв.м., пригодного для постоянного проживания, на состав семьи один человек, на территории пгт. "Адрес обезличен".
Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Коми.
В судебном заседании пом. прокурора и истец Козлов К.А. настаивали на исковых требованиях.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Возражая против удовлетворения иска, третье лицо в письменном отзыве на исковое заявление указало, что право истца на предоставление жилого помещения не оспаривается, вместе с тем в первую очередь жильем обеспечиваются граждане, включенные ранее в список лиц, имеющих аналогичное право.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующее в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, настаивает на отмене судебного акта в связи с существенными нарушениями норм материального права, ссылаясь на то, что оспариваемым решением предусмотрено внеочередное предоставление истцу жилья, что в свою очередь, нарушает права иных граждан из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и поставленных на учет ранее Козлова К.А. Указывает на то, что суд вышел за пределы своих полномочий, поскольку органы местного самоуправления должны самостоятельно принимать решения по предметам ведения этих органов.
В возражениях на жалобу прокурор Усть-Вымского района в лице пом. Рудольфа С.А. просит решение оставить без изменения, оспаривая доводы жалобы.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле и не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Установлено, что Козлов К.А., "Дата обезличена" года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Отец истца умер "Дата обезличена", мать - К. лишена родительских прав вступившим в законную силу решением ... районного суда от "Дата обезличена", в связи с чем, на основании постановления главы администрации ... от "Дата обезличена",несовершеннолетний воспитывался и проживал в семье опекуна - Т.
Козлов К.А. имеет постоянную регистрацию в квартире "Адрес обезличен" Республики Коми (общей площадью ... кв.м), где также зарегистрированы мать истца - К.., "Дата обезличена" г.р. и брат к.А.., "Дата обезличена" г.р.
Постановлением администрации ... от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" установлен факт невозможности проживания истца по адресу регистрации, Козлов К.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя истца материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Разрешая спор на основании вышеприведенных положений закона и установив, что Козлов К.А. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал свое право на предоставление благоустроенного жилья на условиях специализированного найма, по установленным законодательством нормам жильем не обеспечен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по предоставлению истцу жилья на условиях специализированного найма на администрацию МО МР "Усть-Вымский".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанным на совокупности установленных по делу обстоятельств и правильном применении вышеприведенных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы об обязании предоставить жилье во внеочередном порядке не принимаются, как основанные на неправильном толковании норм права. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", упразднившего внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения в правовые нормы в части обеспечения жильем данной категории граждан.
Определением Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 установлено, что внесенные изменения вышеприведенного законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не влекут отмену судебного постановления и указания на нарушение прав иных лиц, состоящих в очереди по указанной категории.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в частности, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Доводы жалобы относительно того, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, как основанные на неправильном толковании норм права, не служат основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Законом Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
При таких обстоятельствах, решение суда в части обязании органа местного самоуправления предоставить Козлову К.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда соответствует закону и не свидетельствует о вмешательстве в полномочия ответчика.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене законного и обоснованного, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права, решения суда судебная коллегия не находит.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда в части нормы предоставления жилого помещения, взяв за основу норму предоставления жилого помещения в данном районе.
В соответствии с решением Совета МО "Усть-Вымский район" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в МО "Усть-Вымский район" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО МР "Усть-Вымский" составляет ... кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Коми -без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив ее в следующей редакции:
иск прокурора Усть-Вымского района в интересах Козлова К.А. удовлетворить;
обязать администрацию муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" предоставить Козлову К.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте пгт. "Адрес обезличен" общей площадью ... кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.