СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 07 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Крюковой Н.В. в интересах Кожевина В.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2015 года, по которому
исковые требования Кожевина В.А. к ГБУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" о взыскании убытков в размере ... , судебных расходов оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Жиделева С.Э. и Карповой И.И. - представителей ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова", судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кожевин В.А. обратился в суд с иском к ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" о взыскании убытков в размере ... , судебных расходов, указав в обоснование требований, что в период с ... года по ... года осуществлял оплату за обучение Кожевиной И.А., являющейся сиротой; затраченная им на оплату обучения сумма является для него убытками от неправомерных действий ответчика по отказу в переводе Кожевиной И.А. на бюджетное место, которые ответчик обязан возместить.
В судебное заседание истец не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Третье лицо Кожевина И.А. исковые требования поддержала.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Крюкова Н.В., действуя в интересах Кожевина В.А. на основании доверенности, не согласна с решением суда и просит его отменить, указывая, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены по доводам жалобы решения суда не усматривает.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу данной правовой нормы возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее такого возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, противоправность и виновность (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственную связь между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями.
Рассматривая данное дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанцииобоснованно исходил из того, что у Кожевина В.А. не возникло право на возмещение убытков, так как в данном случае не установлен факт совершения ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" противоправных виновных действий, состоящих в прямой причинно-следственной связи с расходами, понесенными истцом на обучение Кожевиной И.А.
Вывод суда соответствует установленным фактическим обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка, и положениям закона.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кожевина И.А., ... , является лицом из числа детей-сирот, так как ее мать ...
Между ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" (исполнитель), Кожевиным В.А. (заказчик) и Кожевиной И.А. (потребитель) ... года заключен договор на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, согласно п.1.1 которого исполнитель предоставляет, а заказчик оплачивает обучение потребителя по программе высшего профессионального образования по специальности " ... " факультета ... по очной форме обучения с нормативным сроком обучения по данной образовательной программе 5 лет на русском языке на возмездной основе без выплаты стипендии.
Согласно п.п. 4.1 и 6.2 данного договора заказчик обязан своевременно вносить плату за предоставляемые услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором и (или) дополнительным соглашением к нему; оплата образовательных услуг устанавливается на каждый учебный год по факультетам, специальностям, формам обучения и осуществляется на основе ежегодных дополнительных соглашений к настоящему договору.
Кожевина И.А. согласно приказу N ... от ... года была зачислена в число студентов 1 курса ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" по специальности " ... " факультета ... , очной формы обучения с полным возмещением затрат за обучение.
Приказом N ... от ... года Кожевина И.А. переведена на 2 курс обучения по специальности " ... " группы с полным возмещением затрат за обучение.
... года Кожевина И.А. обратилась к директору ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" с заявлением о переводе на очную форму обучения 2 курса по специальности " ... " в бюджетную группу.
Протоколом заседания комиссии по переводу (переходу) и восстановлению на вакантные места, финансируемые из средств федерального бюджета, N ... от ... года Кожевиной И.А. отказано в переводе в бюджетную группу в связи с отсутствием вакантных мест, финансируемых из средств федерального бюджета.
За период с ... года по ... года истцом внесена плата за обучение Кожевиной И.А. в размере ... рублей.
В силу положений ст.5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей в спорный период) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом (пункт 3); в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений (пункт 5).
Согласно п.3 ст. 16 названного Закона прием в образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами на условиях, определяемых учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (пункт 3).
На основании ст. 42 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта, образовательного стандарта, устанавливаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются на конкурсной основе по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Согласно п.п. 2, 4 и 5 Правил установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 859, объемы контрольных цифр приема определяются ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других главных распорядителей средств федерального бюджета, учитывающих в установленном Министерством образования и науки Российской Федерации порядке потребность экономики в квалифицированных кадрах; контрольные цифры приема устанавливаются по каждому направлению подготовки (специальности) с выделением очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения; контрольные цифры приема устанавливаются путем проведения конкурсов для образовательных учреждений.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 года N 442 утвержден Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования.
В соответствии с пунктами 12,13 данного Порядка контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета (далее - бюджетные места), а также квоты по целевому приему в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются указанными федеральными органами исполнительной власти для каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки ежегодно по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации; количество бюджетных мест для приема обучающихся на второй и последующие курсы по направлению подготовки или специальности определяется вузом как разница между бюджетными местами для приема на первый курс по данному направлению подготовки или специальности соответствующего года приема и фактическим количеством студентов, обучающихся по направлениям подготовки или специальностям соответствующего курса.
Аналогичные требования были закреплены и в пункте 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года N71.
Приказом ГОУ ВПО "Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова" от ... года N ... в соответствии с приказом Рособразования N ... от ... года "О результатах открытого конкурса среди аккредитованных учреждений ВПО на размещение государственного задания (контрольных цифр приема граждан) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на ... год" утверждены контрольные цифры приема граждан на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, при этом по специальности ... контрольных цифр приема не предусмотрено.
Таким образом, прием граждан для обучения по специальности " ... " осуществлялось ответчиком в ... году только по договорам на оказание платных образовательных услуг.
В последующем приказом ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" от ... года N ... утверждены контрольные цифры приема граждан на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на ... год, в том числе по специальности " ... " по очной форме обучения в количестве 5.
Согласно п.72 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года N71, студент имеет право на переход с обучения на платной основе на обучение на бесплатной основе в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения.
В соответствии с пунктом 6.9 Устава ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" от ... года студент вуза имеет право на переход с платного обучения на бесплатное по решению ученого совета при наличии вакантных мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) сдача экзаменов на "хорошо", "хорошо" и "отлично", "отлично" в течение двух семестров обучения, предшествующих принятию решения о таком переходе и отсутствие оценки "удовлетворительно" за весь период обучения на платной основе; 2) документальное подтверждение существенного ухудшения материального положения студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (потеря работы обоими родителями, утрата родителей и т.д.).
Возможность перевода студентов, обучающихся с оплатой стоимости обучения, на места, финансируемые из федерального бюджета, при условии наличия вакантных мест в группах федерального бюджета финансирования предусмотрена также п. 2.15 Положения о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов Сыктывкарского лесного института - филиала ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова", утвержденного приказом директора от ... года N 48/0.
Проанализировав порядок выделении и распределения бюджетных мест, основания перевода на вакантные места, финансируемые из средств федерального бюджета, и установив, что в ... году по специальности " ... " на очную форму обучения Министерством образования и науки РФ не было предусмотрено бюджетных мест, то есть прием граждан по данной специальности и форме обучения осуществлялся только по договорам на оказание платных образовательных услуг, т.е. с полной оплатой стоимости обучения, без выплаты стипендии; Кожевин В.А. и Кожевина И.А. согласились на прохождение обучения на выбранную специальность на контрактной (платной) основе, заключив с ответчиком ... года договор на оказание платных образовательных услуг, условия которого ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" исполнены надлежащим образом, образовательные услуги потребителю фактически оказаны; взимание платы за обучение Кожевиной И.А. осуществлялось в соответствии с условиями договора на оказание платных образовательных услуг от ... года и дополнительных соглашений к нему; перевод Кожевиной И.А. на втором курсе обучения в бюджетную группу на специальность " ... " был невозможен в связи с отсутствием вакантных мест, финансируемых из средств федерального бюджета; в соответствии с приведенными нормативными актами контрольные цифры приема граждан на подготовку специалистов утверждаются на первый год обучения, в связи с чем в институт на бюджетные места были зачислены студенты первого курса, суд пришел к правомерному выводу о том, что сумма, затраченная истцом на оплату обучения, не подлежит возврату истцу в качестве убытков в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, так как неправомерных виновных действий ответчика, которые могли бы повлечь возникновение у истца убытков, не установлено.
Суд также проверил доводы истца о том, что ответчик зачислил на бюджетное место студентку 2 курса В., и установил, что В. ... года была зачислена в число студентов 1 курса специальности " ... " на возмездной основе; приказом от ... года переведена на 2 курс с оплатой обучения, однако приказом от ... года В. отчислена из института на основании личного заявления и ... года вновь зачислена в число студентов 1 курса по специальности " ... " по очной форме обучения на бюджетной основе в соответствии с выделенным в ... году количеством бюджетных мест. В связи с перезачетом дисциплин приказом от ... года В ... переведена на 2 курс обучения с продолжением обучения за счет средств федерального бюджета. Таким образом, ответчиком была соблюдена процедура перехода с обучения на платной основе на обучение на бесплатной основе в порядке, определенном нормативными актами и уставом высшего учебного заведения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Кожевина И.А., имела установленную законодательством льготу на зачисление на бюджетное место, поэтому при выделении в ... году бюджетных мест ответчик должен был одно из таких мест предоставить Кожевиной И.А., основаны на неверном толковании норм материального права. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на обучение без взимания платы на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования и на получение второго начального профессионального образования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не влекут отмены решения суда, поскольку данные доводы повторяют позицию истца по заявленным требованиям, что было предметом исследования и правовой оценки суда первой инстанции. Оснований для признания ее неверной судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крюковой Н.В. в интересах Кожевина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.