СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Пунегова П.Ф. и Тебеньковой Л.Г.
при секретаре Поповой О.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2014 года, которым
исковое заявление прокурора города Вуктыла в интересах Кузьминой Т.А., Куратовой С.А., Мартюшевой Г.С., Федяева С.А., Маурина Н.В. к филиалу ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" удовлетворено.
Обязано ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" совершить действия по оснащению многоквартирных домов, расположенных по адресу: "Адрес обезличен" коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии с одновременным вводом их в эксплуатацию в течение ... месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения представителя ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Чернеевой О.В., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Вуктыла Республики Коми в интересах Кузьминой Т.А., Куратовой С.А., Мартюшевой Г.С., Федяева С.А., Маурина Н.В. обратился в суд с заявлением, уточненным в ходе производства по делу, в котором просил обязать филиал ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") совершить действия по оснащению многоквартирных домов "Номер обезличен", расположенных по улице "Адрес обезличен", коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии с одновременным вводом их в эксплуатацию в течение ... месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Истцы Кузьмина Т.А., Куратова С.А., Мартюшева Г.С., Федяев С.А., Маурин Н.В. в судебном заседании участия не приняли, Кузьмина Т.А. и Маурин Н.В. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Северо-Запада" не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Установлено, что Кузьмина Т.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" по договору социального найма от "Дата обезличена" N "Номер обезличен";
Куратова С.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" по договору социального найма от "Дата обезличена" "Номер обезличен";
Мартюшева Г.С. является нанимателем жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" по договору социального найма от "Дата обезличена" "Номер обезличен";
Федяев С.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" по договору социального найма от "Дата обезличена" "Номер обезличен";
Маурин Н.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен" по договору социального найма от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Передачу и распределение электрической энергии в указанные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, осуществляет производственное отделение "Центральные электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго". Объем потребляемой электрической энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ч.1 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона), согласно которым производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу Закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, в нормах части 12 статьи 13 Закона установлен правовой механизм принудительного обеспечения мероприятий по оснащению приборами учета используемых коммунальных ресурсов потребителей, не исполнивших в установленный срок обязанностей по оснащению приборами учета таких ресурсов определенных объектов, который включает в себя: сроки исполнения организациями, которые осуществляют снабжение энергетическими ресурсами или их передачу, обязанностей по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых они осуществляют; обязанности лица, не установившего в обозначенный срок приборы учета используемых энергетических ресурсов, по обеспечению допуска к местам установки приборов учета и оплате расходов на их установку, а также порядок оплаты расходов в связи с необходимостью принудительного взыскания; установление двухмесячного срока начала эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета после установленных сроков; порядок эксплуатации и оплаты расходов на эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации таких приборов учета.
Согласно Уставу ОАО "МРСК Северо-Запада" к основным видам деятельности Общества относится, в числе прочего, оказание услуг по передаче электрической энергии. По Положению о производственном отделении "Центральные электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" основной задачей Отделения является обеспечение передачи и распределения электроэнергии.
Таким образом, ОАО "МРСК Северо-Запада" является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе и гражданам, проживающим в многоквартирных домах "Номер обезличен", расположенных по улице "Адрес обезличен", следовательно, относится к организациям, перечисленным в части 9 статьи 13 Закона.
Так как ни собственник указанных домов в срок до 1 июля 2012 года не выполнил обязанности по оснащению дома общедомовым прибором учета электроэнергии, ни ОАО "МРСК Северо-Запада" в срок до 1 января 2012 года не совершило действий по оснащению этих домов общедомовыми приборами учета электроэнергии, суд правомерно обязал ОАО "МРСК Северо-Запада совершить такие действия в целях учета передаваемой и потребляемой электрической энергии с использованием прибора учета.
Довод жалобы о том, что ОАО "МРСК Северо-Запада" при оснащении многоквартирного дома прибором учета электрической энергии понесет затраты, не является основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствует о нарушении судом норм материального права. В силу положений части 12 статьи 13 Закона собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 этой статьи, несут бремя оплаты расходов организаций на установку приборов учета, а также оплаты понесенных организациями расходов в связи с необходимостью принудительного взыскания сумм оплаты. Кроме того, лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск организаций-исполнителей установки приборов учета используемых энергетических ресурсов к местам такой установки, а также оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Довод апелляционной жалобы о том, что принудительная установка прибора учета в многоквартирном доме на основании принятого судом решения будет произведена в отсутствие согласия собственников жилых помещений, которые должны будут нести расходы на установку прибора учета, также не может быть принят во внимание, так как обязанность по оснащению многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию как на день вступления в силу Закона, так и после этого дня, прямо предусмотрена указанным Законом (часть 2 статьи 13).
Не могут служить основанием к отмене решения доводы жалобы о том, что "Дата обезличена" ответчиком при осмотре выявлены "критерии невозможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии" в указанных в заявлении домах, поскольку указанный довод представителями ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" при рассмотрении дела в суде первой инстанции не приводился, акт "Номер обезличен" об осмотре, на который ссылается ответчик, в дело представлен не был.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержат указаний на нарушения норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.